Папки-передвижки

Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет

Ирина Кукушкина
Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Ребенок должен быть готов к серьезным переменам в своей жизни, готов к обучению в школе. А быть готовым к школе – это не только уметь писать, читать и считать. Только этого не достаточно для успешного обучения ребенка. У него должны быть сформированы все компоненты так называемой «психологической готовности к школе».

Публикация «Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет» размещена в разделах

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность, как известно, понятие многокомпонентное, которое состоит из нескольких составляющих.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, получать знания, т. е. на языке психологии, - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника : он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, учителем, выполнять его требования, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым и выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Деятельность педагога-психолога детского сада обязательно предусматривает работу по исследованию психологической готовности детей к школе. Это диагностическая работа, позволяющая выявить уровень сформированности у детей основных компонентов психологической готовности. Для себя я определила такие компоненты, как мотивационная, интеллектуальная готовность, уровень тревожности как показатель эмоционального состояния, а также наличие у детей конкретных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное вхождение в учебную деятельность.

Для изучения данных компонентов я пользуюсь следующими методиками :

1. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет. Т. А. Нежнова, модификация А. М. Прихожан

2. Адаптированный вариант методики Д. Векслера (оценка интеллектуального развития детей 5-7 лет)

3. Экспресс-диагностика готовности к школе Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова.

4. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

А теперь коротко о том, какие показатели оцениваются с помощью данных методик.

Диагностика мотивации учения у детей 5-7 лет.

Как известно, учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой мотивов, которые в дошкольном возрасте приобретают относительную устойчивость. Так учебно-познавательные мотивы проявляются в интересе к новым знаниям, желании научиться чему-то новому. Внешне-позиционные мотивы относятся к внешней атрибутике школьной жизни, позиции школьника. Оценочные мотивы заключаются в желании детей получать высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. В структуре мотивов есть место и игровым (дошкольным) мотивам. Они продолжают играть важную роль, но уже не должны занимать ведущего места в мотивационной структуре дошкольников.

Диагностика мотивации учения с детьми 6-7 лет проводится дважды в течение учебного года – в январе (перед подготовительными занятиями в школе и началом занятий по адаптации к школе) и в мае. Данный вид обследования позволяет увидеть соотношение школьных и дошкольных мотивов у каждого ребенка, а также уровень сформированности каждого вида мотивов.

Практика показывает, что процент сформированности учебных мотивов к концу учебного года увеличивается, а игровые стабильно утрачиваются. На положительную динамику влияют многие факторы. Это, конечно, и подготовительные занятия в школе, и специальная работа, которую ведут воспитатели и родители, и занятия по формированию психологической готовности к школе, которые веду я. Все это в общем дает положительный результат. Хотя нужно отметить, что есть отдельные дети, которые в конце учебного года делают сознательный выбор в пользу игровых мотивов, тогда как в результатах первой диагностики у них преобладали школьные мотивы. То есть, некоторые дети, погрузившись в школьную атмосферу, понимают, что в детском саду им лучше. И это при том, что многие из них отличаются высоким уровнем интеллектуального развития. Это связано с тем, что у них не оправдались ожидания, связанные со школой. Возможно, им показалось там все слишком легко, или, наоборот, они оценили ту степень ответственности, которая ложится на них. Поэтому отмечается такой сознательный уход в детство. К счастью, таких детей не много, Конечно, не смотря на высокий интеллектуальный уровень, мы не можем говорить о полной готовности такого ребенка к школе, т. к. подсознательно он не хочет примерять на себя новую социальную роль с ее нормами и правилами. Это опять к тому, что готовность к школе – это не только умение читать, писать и считать.

Тревожность – как свойство личности ребенка не способствует успешному обучению в школе. Проблема школьной тревожности существует, и уже среди дошкольников можно выделить детей, которые, вероятнее всего, столкнутся с данной проблемой. Это дети, у которых стабильно высокий уровень тревожности (пока еще ситуативной). Начиная с 5-летнего возраста диагностика тревожности проводится с детьми регулярно, в подготовительной к школе группе – дважды.

По результатам диагностики в конце учебного года индекс тревожности детей 6-7 лет обычно несколько увеличивается по сравнению с аналогичным при обследовании в начале учебного года, хотя и остается в пределах среднего уровня. Увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности, большинство из которых мальчики. Увеличение показателя уровня тревожности можно объяснить повышенным вниманием к детям как к будущим первоклассникам как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей. В жизни детей появилась школа с ее правилами. Детям предъявляются повышенные требования, появляются определенные ограничения, которые, безусловно, влияют на состояние детей. Также дети эмоционально переживают предстоящий выпуск из детского сада и все события, связанные с этим. Отсюда и повышение ситуативной тревожности. В целях профилактики тревожности у детей родителям и воспитателям групп даются рекомендации, в свои занятия я также включаю игры и упражнения, способствующие повышению уверенности и самооценки детей.

Интеллектуальная готовность к школе

Изучая интеллектуальное развитие ребенка, определяется уровень развития его психических процессов : памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, а также уровень сформированности у ребенка определенных знаний, умений, навыков, необходимых для школьного обучения (владение арифметическими операциями, умение читать, работать по инструкции и др.).

Методика Векслера позволяет определить не только общий уровень интеллектуального развития, но и уровень его составляющих – вербального и невербального интеллекта, а также увидеть саму структуру интеллекта каждого ребенка, выявить его сильные и слабые стороны. Обобщив данные, вычисляется общий интеллектуальный показатель по группе детей, отдельно по группе мальчиков и девочек и в целом по детскому саду.

Ну и завершающим аккордом в этом мониторинге является экспресс-диагностика готовности к школе, которая проводится в мае. Данная методика компактна, очень удобна в использовании и, главное, (конечно, с учетом других результатов обследований) позволяет практически точно ответить на вопрос, готов ли ребенок к обучению в школе. Здесь уже помимо всего прочего выявляются такие умения ребенка, как умение ориентироваться на листе, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, составлять слова из заданных букв, читать, определяется развитие произвольности.

Обобщив данные мониторинга, делается окончательный вывод по каждому ребенку – готов к обучению в школе, готов к обучению в школе «условно» или не готов. Дети, готовые к школе «условно» - это дети, у которых многие навыки и умения лежат в зоне ближайшего развития. То есть, с небольшой помощью они способны справляться с заданиями.

Использование результатов диагностики

1. Предоставляются родителям (на индивидуальных консультациях, в обобщенном виде - воспитателям подготовительных групп и администрации детского сада;

2. Используются в аналитической работе (оценка уровня развития, степень готовности к школе каждого ребенка, группы детей, выявление сильных и слабых сторон, повторяющихся проблем; сравнение данных с результатами выпускников других лет; оценка деятельности воспитателя (в некоторой степени); определение направлений работы на новый учебный год).

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе Добрый день, уважаемые родители. Тема родительского собрания : «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе».

Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых прав, обязанностей, сложных взаимоотношений со.

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» (часть 2) Теперь поговорим о произвольном поведении. Известно, что у большинства детей 6-7 лет ещё недостаточно хорошо развито произвольное внимание.

Доклад «Степень готовности воспитанника ДОУ к школе» на родительском собрании ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДОУ К ШКОЛЕ» на родительском собрании Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного.

Конспект занятия по интеллектуальной и мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе «По дороге в Школу» «ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» Конспект занятия по интеллектуальной и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. ЦЕЛЬ: Определить характер.

Консультация для родителей о готовности ребёнка к школеКонсультация для родителей о готовности ребёнка к школе КОНСУЛЬАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к обучению в школе» (подготовила старший воспитатель МДОУ детский сад №10 города Алушты.

Логические игры как условие успешной готовности к школе В современной практике дошкольного образования четко прослеживается сдвиг в обучении элементарной математике детей в сторону развивающей.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Готовность детей к школе- одна из самых актуальных задач воспитания.

Влияние игр на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Очень важно научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 08:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кукушкина (УИ 406234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД