Папки-передвижки

Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста

Наталья Чапего
Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Публикация «Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Общепринятой в методике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

То есть можно сказать, что каждый метод представляет собой совокупность приёмов, служащих для решения задач. Приём – это элемент метода.

В большинстве случаев дети старшего дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники старшего возраста могут похвастаться такими умениями.

Сегодня я хочу остановиться на двух эффективных методах, которые я использую в работе для развития связной речи дошкольников.

1. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания»

Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Где я использую карточки - схемы?

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

в работе с чистоговорками и скороговорками;

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Какие же результаты я вижу при работе с мнемотаблицами :

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

2. Сторителлинг

Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображение и коммуникативных качеств детей.

Сторителлинг – от английского слова «рассказывание историй», в русском языке синоним – «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов.

Игру сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики ДЫВИД АРМСТРОНГ – глава крупнейшей международной корпорации. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени легче воспринимаются слушателями. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.

Существует несколько видов педагогического сторителлинга

• Классический (реальная ситуация из жизни или вымышленная история, рассказывается самим педагогом, дети только слушают и воспринимают информацию)

Такой приём применяется для детей младшего и среднего возраста, когда воспитатель берёт на себя роль рассказчика.

• Активный (педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи, слушатели стремительно вовлекаются в процесс пересказа историй)

В истории должен быть герой, важно, чтоб у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтоб этот герой не был оторван от ситуации, т. е. существует сам по себе, а живёт в каком то мире. Активный сорителлинг входит со старшего возраста. На первом этапе я начинаю историю, а дети продолжают. А затем, когда дошкольники уже осваивают технологию, даю возможность самим сочинять истории.

• Цифровой (формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется видео-компонентами) т. е. визуальными призентации, видео и т. п.)

Кубики – это неизменная, любимая игрушка всех детей. И я остановила своё внимание на уникальной игре – технике сторителлинг «кубики историй». Этот тип игры, где между игроками нет конкуренции, нет побеждённых или победителей. И все участники рассказывают истории.

Ига состоит из девяти кубиков, на грани которых наклеиваются шесть картинок, которые погружают ребёнка в мир фантазии и приключений. Оригинальная версия сложна для дошкольника, т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки, для детей нужны яркие и понятные картинки.

Взяв за идею оригинальную версию, я решила сделать свои «кубики историй». Затрат больших не потребовалось. Для изготовления игры мне потребовались пластмассовые кубики, клей, ножницы и картинки.

Как и у любой игры, так и у игры «кубики историй» есть правила, с которыми я знакомлю детей.

1. в первую очередь договориться, кто начинает, кто продолжает, кто заканчивает.

2. первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.

3. последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю.

4. ну и ещё вариант игры, это можно высыпать кубики все сразу, построить их в ряд, и выбрав героя начинать историю.

Существуют наборы «кубиков историй» следующих типов:

• Набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории;

• Разноплановые кубики (картинки из разных категорий);

• Тематические кубики (например «времена года», «мои любимые сказки», «домашние животные» и т. п.)

Кубики можно положить в «волшебный» мешочек или сундучок

Метод сторителлинг, который лежит в основе игры «кубики историй», открывает возможность для развития коммуникативной компетентности у детей, помогают дошкольнику научиться умственному восприятию, обогащают устную связную речь.

«Кубики историй» – настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

В заключении, хочется отметить, что нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно, и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый результат, – это интересно и увлекательно вдвойне.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 11 октября 2022 в 12:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чапего (УИ 541941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД