Наталья Чапего
Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Публикация «Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Общепринятой в методике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.
То есть можно сказать, что каждый метод представляет собой совокупность приёмов, служащих для решения задач. Приём – это элемент метода.
В большинстве случаев дети старшего дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники старшего возраста могут похвастаться такими умениями.
Сегодня я хочу остановиться на двух эффективных методах, которые я использую в работе для развития связной речи дошкольников.
1. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания»
Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Где я использую карточки - схемы?
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
в работе с чистоговорками и скороговорками;
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Какие же результаты я вижу при работе с мнемотаблицами :
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
2. Сторителлинг
Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображение и коммуникативных качеств детей.
Сторителлинг – от английского слова «рассказывание историй», в русском языке синоним – «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов.
Игру сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики ДЫВИД АРМСТРОНГ – глава крупнейшей международной корпорации. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени легче воспринимаются слушателями. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
Существует несколько видов педагогического сторителлинга
• Классический (реальная ситуация из жизни или вымышленная история, рассказывается самим педагогом, дети только слушают и воспринимают информацию)
Такой приём применяется для детей младшего и среднего возраста, когда воспитатель берёт на себя роль рассказчика.
• Активный (педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи, слушатели стремительно вовлекаются в процесс пересказа историй)
В истории должен быть герой, важно, чтоб у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтоб этот герой не был оторван от ситуации, т. е. существует сам по себе, а живёт в каком то мире. Активный сорителлинг входит со старшего возраста. На первом этапе я начинаю историю, а дети продолжают. А затем, когда дошкольники уже осваивают технологию, даю возможность самим сочинять истории.
• Цифровой (формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется видео-компонентами) т. е. визуальными призентации, видео и т. п.)
Кубики – это неизменная, любимая игрушка всех детей. И я остановила своё внимание на уникальной игре – технике сторителлинг «кубики историй». Этот тип игры, где между игроками нет конкуренции, нет побеждённых или победителей. И все участники рассказывают истории.
Ига состоит из девяти кубиков, на грани которых наклеиваются шесть картинок, которые погружают ребёнка в мир фантазии и приключений. Оригинальная версия сложна для дошкольника, т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки, для детей нужны яркие и понятные картинки.
Взяв за идею оригинальную версию, я решила сделать свои «кубики историй». Затрат больших не потребовалось. Для изготовления игры мне потребовались пластмассовые кубики, клей, ножницы и картинки.
Как и у любой игры, так и у игры «кубики историй» есть правила, с которыми я знакомлю детей.
1. в первую очередь договориться, кто начинает, кто продолжает, кто заканчивает.
2. первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.
3. последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю.
4. ну и ещё вариант игры, это можно высыпать кубики все сразу, построить их в ряд, и выбрав героя начинать историю.
Существуют наборы «кубиков историй» следующих типов:
• Набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории;
• Разноплановые кубики (картинки из разных категорий);
• Тематические кубики (например «времена года», «мои любимые сказки», «домашние животные» и т. п.)
Кубики можно положить в «волшебный» мешочек или сундучок
Метод сторителлинг, который лежит в основе игры «кубики историй», открывает возможность для развития коммуникативной компетентности у детей, помогают дошкольнику научиться умственному восприятию, обогащают устную связную речь.
«Кубики историй» – настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
В заключении, хочется отметить, что нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно, и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый результат, – это интересно и увлекательно вдвойне.