Светлана
Методы и приёмы развития самоанализа у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. В психологии, а также в обиходном смысле, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:
физическую (успел – не успел)
сенсорную (самочувствие : комфортно — дискомфортно)
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Публикация «Методы и приёмы развития самоанализа у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования :
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала.
Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
радостный,
улыбающийся,
задумчивый/грустный,
слезливый,
сердитый.
Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения».
Когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей : «Как вы думаете, почему?».
Со среднего дошкольного возраста.
1. Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
Сегодня на занятии было самое интересное….
Мне особенно понравилась…
Я не очень понял…
Мне еще хотелось бы заняться …
или
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
Старший возраст
2. «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
Красной – дело не понравилось, скучно.
3. «Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок –
довольно неплохо
;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
Жёлтый листик – неудовлетворённость.
4. Метод «Лестница успеха»
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:
Уверен в своих знаниях…
В основном уверен
Нуждаюсь в помощи…
«Запрещено»
Этот прием применяется, когда дети размышляя о себе и происходящих событиях пользуются фразами :
«я не смогу…», «я не знаю, как…», «у меня не выходит…».
Применение этого приема дает возможность преображения пассивного поведения в позитивную, активную рефлексию своего опыта.
«Яблоневое дерево»
На доске нарисована яблоня. Детям выдаются яблоки, вырезанные из цветной бумаги или нарисованные. Эти яблоки имеют два цвета – красный и зелёный. Если ребенок считает, что он сделал все правильно, то прикрепляет к яблоне зеленое яблоко, если на оборот, то красное.
«Города»
Ребятам предлагается выбрать, в каком из предложенных городов они находятся в конце занятия: город Удовлетворения, город Огорчения, город Знаний, город Радости.
Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо :
1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Следовательно, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности.