Марина Ильина
Методы и приёмы работы детей в паре (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Работа старших дошкольников в паре : методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности, который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия. Состав моей группы — это разновозрастные дошкольники, где возраст детей составляет от 5 до 7 лет, с различными речевыми нарушениями.
Публикация «Методы и приёмы работы детей в паре (5–7 лет)» размещена в разделах
Отличительные особенности работы в дошкольной разновозрастной группе:
1) мало детей одного возраста, нет столкновений в интересах, нет достойной конкуренции;
2) дети не научены распознавать позицию «лидера» и «подчиненного», меняться ситуациями, соподчиняться.
Моей задачей стало, найти пути решения проблемы взаимодействия детей разного возраста. Целью - обеспечение комфортных условий и доброжелательной коммуникативной среды при взаимодействии дошкольников разного возраста. Для успешного совместного выполнения задании, могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
-использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку)
-формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию, в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данное деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей)
-разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи)
-ситуации морального выбора ( когда осознание важнейших нравственных категории постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т. д.)
Организация работы детей в паре включает четыре этапа:
Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).
Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).
Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставить детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.
Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
Четвертый этап – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе, ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.
Приведём примеры работы в паре в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Чтобы работа была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения. Например, упражнение «Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, их количество равно количеству пар участников игры. Воспитатель раздает по одной рукавичке детям, Дети отыскивают свою «пару» и с помощью трех общих карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
Инструкция: Сегодня мы сделаем интересную работу, в ходе которой вы будете не только изготавливать изделие, но и учиться дружить, взаимодействовать с товарищем в паре, обсуждать общую задачу, договариваться. Каждая пара создаст свою неповторимую пару рукавичек.
Детям раздаются заготовки рукавичек.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отзываются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа получилась благодаря усилиям каждого малыша. Приемы работы в паре, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, которые необходимы для создания коллективных работ.
Ещё один простой пример: при подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети трудятся с удовольствием. Во время работы общаются, помогают друг другу, радуются полученному результату. Особенно довольны, когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предлагают соединить их в одну большую.
Весь процесс работы проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов, непосредственное выполнение работы, поскольку работа в паре предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки. Чтобы работа в парах была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения. Опыт участия в данных упражнениях позволит организовывать в последующем серьезные обсуждения. Пока опыта работы в парах недостаточно, можно в круг приглашать сначала по одной, две, три пары, затем постепенно включать всех детей. В работе широко использую с детьми игры и упражнения:
Игра «Самая дружная пара»
Упражнение проводится в парах. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку завязываются глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания - закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки ми.
Упражнение «Совместный рисунок»
Один из пары рисует левую сторону рисунка, другой – правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.
Упражнение «Пластилин»
Участникам дается 1 кусок пластилина. Каждый может работать только одной рукой (или правой, или левой). В ходе упражнения участники должны договориться, что будут лепить. Рефлексия: легко ли работать в паре? Нужно ли учиться подстраиваться друг к другу?
Упражнение «Твое мнение»
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку на тему «Правила поведения». Просит детей в парах поочередно (договариваются между собой об очередности) прокомментировать изображение. Инструкция воспитателя:
-Ребята, расскажите друг другу, что вы видите на картинке. Договоритесь между собой, кто начнет рассказ первым. Можете посчитаться.
-Если вам нравится поведение детей, объясните, почему нравится. Если не нравится, объясните, почему не нравится. Дайте совет, как исправить ситуацию. Дети мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Упражнение в кругу «Волшебная палочка»
Картинки с изображением правил поведения вместе с другими иллюстрациями раскладываются по кругу. Дети под музыку ходят внутри круга. Воспитатель взмахивает волшебной палочкой и произносит: «Раз-два-три! Картинку с правилом найди!». Дети выбирают картинку с изображением правила и «замирают» возле неё.
Наряду с творческими задачами, решаются задачи нравственного воспитания, а именно: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь младшему товарищу.
При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы. Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно это делать. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание обращает воспитатель на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного» Таким образом, работа детей в парах помогла добиться следующих результатов образовательной деятельности:
- улучшилась продуктивность работы на занятиях игровой формы, так как у детей наладился контакт;
каждый ребенок стал чувствовать себя более комфортно, так как мог быть в позиции лидера не только старший, но и младший;
- научились видеть и исправлять ошибки;
в воспитательной деятельности:
- взаимодействие детей разного возраста проявилось и в самообслуживании, и на занятиях. Старшие и младшие чувствовали себя на равных. в повседневной жизни.
- в игре – умеют играть с группами детей разного возраста, хорошо развивается сюжетно-ролевая игра
- в семье – наладился контакт между младшими и старшими братьями и сестрами, дети научились общаться и выслушивать взрослых.
Продуктивна индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная работа с детьми :
Незаконченные истории.
Проективным методом, позволяющим выявить отношение ребенка к окружающим, является тест «завершение историй». Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.
Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Взрослый ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел взрослый и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты:
1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно, отдает ли кому-то предпочтение и почему?
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д. ?
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях?
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует?
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота?
6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче?
При обработке результатов особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников»
Педагогическое общество России Москва 2004.
Санкт-Петербург 2021 год.