Елена Королева
Поэтический образ природы как средство обогащения словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Викторовна Батайкина,
воспитатель МДОУ «Детский сад №87
комбинированного вида»
г. о. Саранск
Елена Викторовна Королева,
воспитатель МДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида»
г. о. Саранск
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО
ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Неуклонно растет объем зна-ний, которые нужно им передать. И педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос-мысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Е. В. Водовозова, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина, Ю. С. Ляховская, В. И. Яшина и другие.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, фор-мируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усво-енный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, при-рода – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских воспри-ятий и обогащения речи.
Знакомство с окружающим – одно из средств развития словаря у детей 5-6 лет.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом поэтический образ природы будет влиять на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в про-цессе ознакомления с поэтическим образом природы.
Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.
Цель исследования: выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста процессе ознакомления с поэтическим образом природы.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомле-нию с поэтическим образом природы, в значительной степени будет развивать словарь ребенка.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста.
2. Определить содержание словарной работы в детском саду.
3. Определить содержание работы по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-6 лет.
4. Разработать и экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 в процессе ознакомления с окружающим миром
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретический анализ психоло-го-педагогической литературы по теме исследования, беседа, количественный и качественный анализ получен-ных данных, констатирующий, формирующий эксперименты.
В соответствии с гипотезой и целью исследования его методологию в значительной степени определили идеи российских лингвистов, психологов, педагогов о развитии речи детей дошкольного возраста, в особенно-сти формирования и развития словаря, освещенные в трудах: П. Ф. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Е. И. Тихеевой, В. В. Гербовой, Ю. С. Ляховской и других.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Речевое развитие дошкольника напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы сло-варь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
2. В дошкольном возрасте особое место необходимо уделять работе со звучащим словом. Обращать вни-мание, какими именно словами передается действие, настроение, характер. Важно восприятие дошкольниками поэзии, прежде всего звуковое, так как дети еще не знают грамоты, имеют малый жизненный и читательский опыт. Воспитатель должен создать атмосферу доверительности, интереса к поэтическому слову, сопереживания, сочувствия. Только в этом случае развивается эмоциональная сфера ребенка.
3. Задача воспитателей при ознакомлении с лирическими произведениями – формировать и обогащать чувства детей, вырабатывать у них умение выражать свои чувства. Если такая воспитательная работа проводится с детьми последовательно, систематически, с первого года поступления в детский сад, то в старшем дошко-льном возрасте они становятся способными выражать в речи разнообразные чувства : радость и печаль, удо-вольствие и огорчение – и переключаться с одного настроения на другое.
Обучение выразительному чтению наизусть, рассказыванию рассматривается как педагогический про-цесс, который строится на активном взаимодействии детского коллектива и воспитателя. Активность детей вы-ражается в мобилизации ими своих внутренних сил и способностей, использовании умений и навыков при вы-полнении заданий воспитателя.
4. Поэтический образ природы предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с природными явления посредством поэзии – одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент был проведен нами в МДОУ № 87 г. о. Саранска в подготовительной группе. Количество детей, участвующих в эксперименте – 20 человек.
Цель эксперимента: изучить уровень понимания лирических произведений о природе детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в процессе занятия по развитию речи.
В ходе проведенного исследования мы выявили, что у большинства старших дошкольников средний уровень понимания лирических произведений о природе.
В рамках данного исследования нами были разработаны конспекты занятий, направленных на обогаще-ние словаря дошкольников посредством поэтического образа природы. На каждом занятии ставились задачи формирования эмоционально-образного восприятия стихотворений, развитие чуткости к выразительным сред-ствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Данные занятия формировали эмоционально-образное восприятие стихотворений, развивали чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
В процессе занятий мы старались поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагали дошкольникам задания на придумывание произведений разных жанров. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, привела к тому, что дети стали стремиться к самостоятельному сочинению произведений.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что при целенаправленной работе можно раз-вить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.
Список литературы
1. JI. А. Горбушина, А. П. Николаичева, «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного воз-раста», М 1983.
2. В. М. Федяевская, «Книга для рассказывания и чтения дошкольникам», М 1953.
3. О. И. Соловьева, «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», М 1966.
4. Ф. А. Сохина, «Развитие речи детей дошкольного возраста», М 1979.
5. Е. И. Тихеева, «Развитие речи детей», М 1981.
6. М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М 1970.
7. В. В. Волина, «В гостях у природы», СПБ 1997.
8. БА, «Стихи и рассказы о природе», М 2006.
9. БА, «Русские поэты - детям», М 2007.
10. JI. И. Егорченков, «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М 2001.