Краснова Людмила Владимировна
Методы и приемы работы учителя-логопеда с детьми с УО (с нарушениями интеллекта) в общеобразовательной школе
▼ Скачать +Заказ
Методы и приемы работы учителя-логопеда с детьми умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.
Публикация «Методы и приемы работы учителя-логопеда с детьми с УО (с нарушениями интеллекта) в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Эта проблема актуальна не только для нашей школы, района, республики, актуальна в целом для России. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психологических, педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в школах. Таким образом, государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества. Гуманизация образования предполагает его ориентацию на личность учащегося, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определить форму получения образования и образовательное учреждение. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием – все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Это возможно в условиях создания коррекционно-развивающей среды в общеобразовательном учреждении.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такие изменения в организме, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Все мыслительные операции, у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является наивность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.
Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.
Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.
В первую очередь для таких детей я разрабатываю индивидуальные программы для каждого ребенка с учетом его специфических потребностей и уровня развития.
Важным моментом считаю развитие коммуникативных навыков: общение как устного, так и письменного. Это может включать в себя работу над произношением, словарным запасом, грамматикой.
Развитие навыков чтения и письма. Это может включать занятия по звуковому анализу, чтению по слогам, работу над пониманием прочитанного.
Использование игровых технологий. Игровые технологии используются для привлечения внимания детей и эффективного обучения. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.
Дидактическая игра является эффективным средством, с помощью которого можно вызвать интерес ребенка к занятию, а так же помогает улучшить качество обучения. Дидактические игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Дидактические игры в обучении умственно отсталого школьника применяю для привлечения внимания, вызывание у него интереса к процессу обучения. Учитывая то, что умственно отсталые дети неэмоциональны, пассивны и не проявляют активное желание действовать с предметами, игрушками, я создаю такое отношение к игре, которое способствует положительному эмоциональному фону к предлагаемой деятельности. Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. При выборе дидактической игры необходимо основываться на тему урока, ее цели и содержание. Для того, чтобы игра не стала утомительной или даже недоступной, я правильно распределяю мыслительные операции, которые выполняет умственно отсталый школьник. В начале занятия можно провести такие игры, которые смогут повысить активность ребёнка, заинтересует её. Такие игры, как «Отгадайте, кто к нам пришел?», «Что в мешочке?» и так далее. В середине урока провожу игры, которые соответствуют теме урока. Важно, чтобы школьник чувствовал свою равноценность их участия, а также, чтобы у неё появилось желание играть и выигрывать. Если игровые правила не понятны ребёнку, я помогаю ему, упрощаю материал игры, а также сокращаю количество заданий. Ошибки, которые допускались учеником, во время игры следует проанализировать после завершения игры. Поощрения и подбадривания - необходимый эмоциональный момент.
Игра помогает повысить эмоциональный фон школьника, вносит разрядку, если для выполнения какого-то задания необходимо большое интеллектуальное напряжение. Помогает игра и в закреплении и повторении темы.
Тесная взаимосвязь с учителями и родителями для создания интегрированной системы поддержки ребенка, как в школе, так и дома.
Родители и другие близкие родственники, постоянно общаясь с ребенком, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки. В связи с этим родители нуждаются в овладении хотя бы элементарными педагогическими знаниями.
Постоянное отслеживание динамики развития. Регулярно отслеживать прогресс каждого ребенка и корректировать программу работы.
В зависимости от его достижений.
Поддержка самооценки и мотивации. Стараюсь помогать детям с умственной отсталостью, развивать уверенность в себе, мотивацию к обучению и позитивное отношение к своим успехам.
Работа логопеда с детьми с умственной отсталостью требует терпения, индивидуального подхода и профессионализма, чтобы помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал и успешно обучаться в школе.
Используя на занятиях способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, сделала следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекает ребёнка от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.
Чтоб достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми детьми необходимо «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В. А. Сухомлинский