Казакова
Методы и приемы познавательного развития детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» выделяется несколько блоков содержания и связанных с ним общеразвивающих и образовательных задач:
1. сенсорное развитие : формировать представления о форме, цвете,размере,и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;
Публикация «Методы и приемы познавательного развития детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ним) деятельность;
3. формирование элементарных содержательных представлений:о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;
4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и пользовательской деятельностных.
Среди коррекционных задач, определяющих специфику коррекционных задач, определяющих специфику коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющих ЗПР, можно выделить следующие группы:
-развитие познавательной активности, любознательности;
-развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;
формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонента познания;
-развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
-формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
-формирование предпосылок учебной деятельности.
В качестве методов индивидуального и группового психолого-педагогического сопровождения для образовательной области «Познавательное развитие» выступает сенсомоторные методы, методы организации психических процессов, методы координации разных видов деятельности, методы когнитивной коррекции, вербально-логические методы. Они опираются на традиционную классификацию методов обучения дошкольников. Так, при обучении с ЗПР математике Людмила Борисовна Боряева называет в качестве ведущих:
- практические методы и приемы обучения : упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительского, творческого и конструктивного характера) как многократное повторение ребенком умственных и практических действий; целенаправленные действия с различным дидактическим материалом; формирование элементарных навыков счета, измерения и вычисления; создание условий для применения математических представлений и действий в быту, игре, труде и в общении; игровой метод, предусматривающий использование разнообразных компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий);
- интеграцию наглядных и практических методов на уровне наглядно-действенного показа (способа действия, образца выполнения, наглядно-практического метода моделирования, представляющего собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотношений ( детям с ЗПР необходимо предлагать: предметные, предметно-схематические и графические модели, действий замещения и моделирования, которые служат основой формирования познавательных способностей;
- словесные методы обучения : рассказы детей как отражение в связной речи ранее сложившихся представлений, рассказ учителя-дефектолога, логопеда; предварительная и обобщающая беседа; вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие);
- приемы интеграции словесных, наглядных и практических методов. В работе с детьми, имеющими ЗПР, доказана эффективность использования словесных приемов обучения в структуре наглядных и практических методов : пояснения (объяснения); указания как разъяснения содержания и последовательности действий; педагогической оценки хода выполнения деятельности, ее результата; самооценки и косвенных приемов оценки (напоминание, совет, исправление, замечание, реплику).