Татьяна Садовщикова
Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»
Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Свое эссе я бы хотела начать словами великого педагога, заслуженного учителя В. А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Работая с детьми, я не раз замечала их равнодушное отношение к красоте окружающей природы. Мало кто из них умеет любоваться распустившимися цветами, их яркими красками, голубым небом, искристым белым снегом. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо чтобы он любил её. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, ему необходимо внушать любовь к муравью, к лягушке, к цветочку, дереву ко всему, что его окружает.
Публикация «Эссе „Методы и приемы экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Я – воспитатель, передо мной стоит ответственная задача воспитывать малышей, а значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, добра и красоты, научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание учувствовать в её созидании. Вся планета Земля, с ее многообразием растительного и животного мира, истощается с каждым днем, от такого потребительского отношения человека к природе. А следовательно, все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.
Именно дошкольный возраст является началом экологического воспитания. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. А формирование экологической культуры у детей, культуры природопользования, - это задача родителей, воспитателей, учителей и т. д.
В связи с этим возникает вопрос: какие формы и приемы использовать воспитателю при работе с детьми для успешного усвоения экологических знаний и начала формирования экологической культуры? В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Если говорить о методах, то я считаю, что самый действенный метод – наглядный. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведё м постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле…. А в старшем возрасте наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек, птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».
В дошкольном возрасте дети с особым интересом рассматривают картины на экологическую тематику, с ними интересно обсуждать сюжетные картинки. Дети очень остро реагируют на неправильное поведение на природе, отраженное в картинках, осуждают действия персонажей. Как наглядный метод, еще хорош показ кинофильмов, мультфильмов на экологическую тематику. Тем более всемирная сеть Интернет и телевидение дают возможности для детей и в домашних условиях получать экологические знания, родителям достаточно найти познавательный канал, подходящий для возраста ребенка.
Практический метод применяется на занятиях, в виде опытов и экспериментов. Помимо уголка природы, мы организовали в группе уголок – лабораторию, где представлены природный и бросовый материал, всякие баночки, колбочки для проведения опытов с водой, песком, природными материалами. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Больше всего завораживают детей опыты с водой, у них возникает сразу много вопросов об удивительных свойствах воды. Ежедневное ухаживание в уголке комнатных растений (рыхление, полив, протирание листочков) и сезонное ухаживание за цветами в клумбах, деревьями и огородом на участке, все это с удовольствием выполняют дети дошкольного возраста. Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. В процессе работы учим ребят размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Словесные методы экологического воспитания – это беседы, рассказы и чтение художественной литературы. Утром или вечером рассказываем детям об объектах природы, с применением картинок или иллюстраций из книг. Важно обратить внимание детей на охрану природы, того или иного объекта экологической цепочки. Чтение экологических сказок учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Читать детям экологические сказки, в которых представлены негативные проявления человека к природе, прагматичные варианты неправильного природопользования. И всегда наблюдаю, эмоциональный отклик детей на подобного рода рассказы, они осуждают неправильные действия людей, понимают, что такое экологическая катастрофа и кто в ней чаще всего виноват. Экскурсии, как форма работы с детьми по экологическому воспитанию, очень любимы детьми. Экологические проекты, особенно исследовательские, часто проводятся в нашем детском саду. Недавно я проводила проект в нашей группе «Сбережем планету вместе».Более того воспитанники моей группы активно принимают участие в экологических конкурсах и акциях. В нашей группе прошла акция «Посади дуб». Дети и родители приняли участие в конкурсе по сбору макулатуры на территории детского сада. Так же создали зону для помощи птицам. В неё входят кормушки,скворечники. Работая в этом направлении стала замечать, что дети моей группы перестали бросать мусор, более того, стали делать замечания тем,кто загрязняет окружающую среду. Подводя итог моей работы, можно сказать, что поставленные перед собой цели и задачи выполнены. Дети научились наблюдать, ценить природу, видеть красоту природы. Задача воспитателя (моя задача) – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
Закончить свое эссе я бы хотела очень красивым стихотворением:
«Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина