Татьяна Потапова
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Карты оперативного контроля в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ, Карты оперативного контроля в соответствии ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Здоровьесберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Психологическая безопасность:
• комфортная организация режимных моментов;
• оптимальный двигательный режим;
• правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
• доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
• целесообразность в применении приемов и методов;
• использование приемов релаксации в режиме дн Медико – профилактические технологии
Медико – профилактические технологии
Организация мониторинга здоровья дошкольников;
Организация и контроль питания детей;
Физического развития дошкольников;
Закаливания;
Организация профилактических мероприятий;
Организация обеспечения требований СанПиНов;
Организация здоровьесберегающей среды.
Развитие физических качеств, двигательной активности:
Становление физической культуры детей;
Дыхательная гимнастика;
Массаж и самомассаж;
Профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки;
Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса:
• создание условий для самореализации;
• учет гигиенических требований;
• бережное отношение к нервной системе ребенка;
• учет индивидуальных особенностей и интересов детей;
• предоставление ребенку свободы выбора;
• создание условие для оздоровительных режимов;
• ориентация на зону ближайшего развития.
Виды здоровьесберегающих технологий:
• Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
• Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
• Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Карты оперативного контроля
«Организация двигательного режима»
Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики
Владение воспитателями методикой проведения занятий по ФИЗО
Наличие в группах методической литературы по ФИЗО
Работа инструктора по физическому воспитанию
Планирование занятий по ФИЗО
Овладение детьми основными движениями
Сочетание упражнений разного уровня интенсивности
Дифференцированный подход к детям
Подготовка к занятиям по ФИЗО
Планирование и проведение подвижных игр на прогулке
Подготовка, проведение и эффективность гимнастики после сна
Организация и проведение закаливающих процедур
Устройство (обновление) физкультурных уголков в группах
Планирование и проведение физкультурного досуга
Дыхательная гимнастика: владение методикой, регулярность обучения детей
Работа с родителями по теме «Воспитание здорового ребенка»
«проведение оздоровительных мероприятий и процедур в режиме дня»
Проведение физминуток
Проведение динамических пауз
Проведение утренней гимнастики
Проведение бодрящей гимнастики
«Организация прогулки»
Планирование прогулки
Планирование подвижных игр
Планирование дидактических игр
Планирование сюжетно-ролевых игр
Планирование наблюдений за природой и состоянием погоды
Порядок одевания детей. Сформированность у детей навыков самообслуживания
Соответствие одежды сезону
Наличие выносного материала по сезону
Двигательный режим детей на прогулке
Организация наблюдения за природой и состоянием погоды
Обучающие, дидактические игры на прогулке
Сюжетно-ролевые игры на прогулке
Организация трудовой деятельности детей на прогулке
Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках и раздевалке
Гигиенические процедуры после прогулки
Карта проверки соблюдения режима дня
Соблюдение графика приема пищи
Соблюдение графика выхода на прогулку и возвращения в группу
Продолжительность и количество НОД
Наличие информации в уголке для родителей по сезонной одежде детей
Карта «Организация питания детей в группах»
Гигиеническая обстановка
Своевременное доставление пищи в группу
Сервировка стола
Подготовка детей к приему пищи
Руководство воспитателя
Карта проверки формирования культурно-гигиенических навыков у детей
Умывание
- с небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность
Уход за внешним видом (использование носового платка, расчески)
Поведение за столом
- умение самостоятельно есть
- своевременно пользоваться салфеткой
- после еды говорить спасибо
Одевание
- самостоятельно одеваться в правильной последовательности
- знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик
- самостоятельно раздеваться
Литература:
1. Скоролупова О. А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. – Издательство: Скрипторий 2003 ISBN 9785-98527-217-8; С. С., 2014 – 172с.
2. Дауберт Н. Ю. Журнал оперативного контроля в ДОУ. ФГОС Издательство: Учитель ISBN: 978-5-7057-3544-0 С. С., 2014 – 124с.