Наталья
Формы взаимодействия ДОО с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Куликова Наталья Валерьевна инструктор по физической культуре (плавание)
детсткий сад №149 "Сказочный"
2015год
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Публикация «Формы взаимодействия ДОО с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В соответствии с ФГОС дошкольного образования важными принципами дошкольного образования являются :
- сотрудничество Организации с семье;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Паспорт проекта.
Тип проекта: творческо – информационный.
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: Педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, дети и родители (или лица их замещающие.)
Актуальность темы:
По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований, тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность и т. д) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном неблагополучии детей.
Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых форм партнерских отношений (тренинги, семейные конкурсы, фестивали семейного творчества).
Работа над проектом формирует в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании само ценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Цель: Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи:
-повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
-формирование позитивного опыта семейного воспитания;
-повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
-снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
-пропаганда здорового образа жизни;
организация взаимодействия и сотрудничества с семейными клубами ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;
-развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями
Участие специалистов в реализации проекта: дети, родители, медицинская сестра, физ. инструктор, приглашённый тренер по плаванию из бассейна «Динамо».
Предполагаемый результат:
-повышение педагогической компетентности родителей;
-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;
-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;
-осознание родителями собственного воспитательного опыта;
-снятие затруднений детско-родительских отношений;
-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;
-повышение статуса отца в семейном воспитании;
-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности (конкурсы различного уровня) .
Содержание проекта:
План реализации проекта:
Консультации для родителей: Семинар – практикум для родителей совместно с детьми «Учим плавать кролем на груди и на спине»; «Рекомендации для родителей по обучению дошкольников плаванию».
Папки – передвижки: «Хорошая осанка – это красиво и полезно»; «Игры в воде».
Родительское собрание на тему : «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».
НОД: «Я поведу тебя в бассейн…»
Беседы: «Организация режима дня в условиях семейного воспитания».
Развлечение на воде: «В гости к нам пришёл Водяной».
Материалы для реализации проекта:
I. Конспект – консультация с родителями «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Актуальность.
Сохранение и укрепление здоровья детей в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности не только детских организаций, но и всего общества в целом. Ведь только здоровые дети способны усвоить полученную ими информацию и правильно пользоваться ей, в будущем заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровье – основной показатель жизнедеятельности человека. Это термин, в некотором роде, не только медицинский, но и педагогический. Знания, умения, навыки, развитие физических качеств - только средства для поддержания организма в рабочем, здоровом состоянии.
Цель:
Способствовать формированию у родителей мотивации по сохранению и укреплению здоровья их детей и своего собственного.
Форма родительского собрания : семинар
Подготовительный период: предварительное анкетирование родителей на тему: «Условия здорового образа жизни в семье», подготовка презентации к семинару, приготовление открыток – приглашений для родителей.
Цель. Действия. Средства. Результат.
Помочь родителям осознать и помять актуальность темы и целей семинара
1. Приветствие
2. Вступительное слово воспитателя Мини-игра «Приветствие»
Слайд № 1 «Здоровый ребенок - успешный ребенок» Осознание и понимание родителями актуальности темы и целей семинара
Создание условий для совместного решения представленных вопросов и проблем 1. Напоминание родителям «правил здоровья»
2. Опрос с рассуждениями родителей
3. Физкультминутка Слайд № 2 «Правила здоровья»»
Формирование интереса к оздоровлению собственного организма.
Родители приходят к выводу, что интерес к ЗОЖ ребенка закладывается в семье.
Закрепление родителями полученной информации
1. Подведение итогов
2. Рефлексия родительского собрания Мини-игра : «Мой ребёнок будет здоров!», игрушка-кукла. Родители формируют выводы по теме собрания, определяют практическое значение полученной информации
Ход родительского собрания:
Приветствие.
Все собравшиеся встают в круг, каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть! ", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека. Таким образом, у всех появляется возможность поприветствовать друг друга и создать позитивный настрой предстоящего собрания.
Вступительное слово воспитателя.
Какими мы, родители и педагоги, хотим видеть своих детей? Здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо развитыми физически… Список можно продолжать до бесконечности. Главное – за всем этим не забыть: прежде всего, дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребёнок может быть здоров физически и душевно и это зависит от нас. Я предлагаю рассмотреть те правила, соблюдая которые, наши дети будут здоровыми :
- соблюдение режима дня;
- правильное питание;
- игры на свежем воздухе;
- благоприятная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье;
- возможность заниматься любимым делом (хобби) .
А как вы думаете, что еще нужно для того, что бы наши дети были крепкими и как можно меньше болели? (ответы родителей) .
Физкультминутка (с музыкальным сопровождением)
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Мы с вами немножко отдохнули, а теперь давайте с вами подумаем и поговорим.
Как вы думаете, что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? И, что, по-вашему, ЗОЖ? (высказывания родителей)
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
А что такое закаливание?
Кто из вас дома проводит закаливающие мероприятия, и какие? (высказывания родителей)
О правильной осанке, чем же она так важна?
Важный элемент здорового образа жизни – общая гигиена организма. Она включает в себя уход за телом, соблюдение гигиены одежды и обуви, точное следование режиму дня.
Важнейшей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание.
Неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни являются осознанное неприятие вредных привычек и борьба с различными факторами риска, оказывающими неблагоприятное воздействие на организм человека.
Таким образом, мы подошли к самому главному, а именно к подведению итогов нашей беседы.
Если к занятиям спортом привлечена вся семья, то привить полезную привычку к двигательной активности у ребенка гораздо легче. Забота о всестороннем физическом развитии детей подразумевает различные занятия. Так, для повышения выносливости полезен бег, катание на лыжах и коньках, велосипедные прогулки и плавание. Гибкость улучшается во время танцев, игры в мяч, занятий на брусьях, а также йоги и гимнастики. Для развития силы полезны отжимания и приседания, упражнения с гантелями. Для укрепления физического здоровья важны даже такие повседневные нагрузки, как ношение рюкзака, пешие прогулки и уборка по дому.
Вы – ориентир для ребенка, и если он видит, как Вы следите за собой и свои здоровьем, что ЗОЖ – это ваша «привычка», он будет перенимать ваши привычки. Давайте же вместе сделаем так, что бы наши дети были здоровыми!
Рефлексия - игра с родителями «Мой ребенок будет здоров!» : родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я…»
Список используемой литературы:
1. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» : Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005.
2. Кудрявцева Е. А., Евдакимова Е. С., Н. В. Додокина. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями». -И. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Морозова Г. К. «Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста». -И. : «ФЛИНТА», 2014
II. Конспект открытого мероприятия в бассейне с социальным партнёром (приглашённый тренер по плаванию из бассейна «ДОСААФ г. Брянска»)
ЦЕЛЬ: - организация активного отдыха детей в бассейне с социальным партнёром (тренером по плаванию их бассейна «ДОСААФ г. Брянска»)
ЗАДАЧИ: - содействовать формированию у детей свободно передвигаться по дну бассейна, собирать игрушки, не бояться попадания воды в лицо;
- формировать умение отрывать ноги от дна бассейна;
- закаливание и укрепление детского организма;
- прививать интерес к занятиям в бассейне;
- воспитывать смелость и решительность.
СРЕДСТВА: - физические упражнения.
МЕТОДЫ: - регламентированного упражнения (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений, точное дозирование нагрузки, длительность интервалов отдыха);
- игровой (подвижные игры «Фонтаны», водный «футбол», и т. п)
- словесный (дидактический рассказ, инструктирование, беседа, обсуждение, объяснение задания, сопроводительное пояснение)
- сенсорный (показ самих упражнений и двигательных действий, метод «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания).
ИНВЕНТАРЬ:
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: бассейн МБДОУ дет. сад комбинированного вида №149 «Сказочный»
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 10.30 – 11.00 (30 мин)
КОНСПЕКТ СОСТАВИЛ: инструктор по плаванию Куликова Н. В.
Распределение по ролям: за педагога – Куликова Н. В. инструктор по плаванию, за Водяного – Кивимяги М. В. Социальный партнёр, тренер по плаванию из бассейна ДОСААФ г. Брянска, дети.
Дети входят в бассейн. Встают у бортика. Под музыку «Я Водяной…» появляется Водяной.
Водяной: — Ой! Здравствуйте! Куда это я попал? Что вы здесь делаете?
Педагог: — Ребята, вы знаете, кто это?
Дети: — Водяной.
Педагог: — Водяной, ты попал в бассейн детского сада. Ребята учатся здесь плавать.
Водяной: — Как это?
Педагог: — Сейчас ребята тебе покажут. Они все очень любят плавать и нырять в воду. Смотри.
По сигналу педагога дети выполняют упражнение «Нырни в воду» (8 раз).
Водяной: — Вот молодцы! Но так все умеют в моем болоте!
Педагог: — А фонтаны ты умеешь пускать?
Водяной: — Какие? Это как в парках города?
Педагог: — Да.
Водяной: — Не может этого быть!
Педагог: — Ребята, покажите, пожалуйста, Водяному, какие вы умеете пускать фонтаны. Только помните, что при выполнении упражнения ноги должны быть прямые, а носки оттянуты.
Дети выполняют упражнение «Фонтаны».
Водяной: — Ну, молодцы! У вас фонтаны действительно как в парках. А у меня в болоте нет таких фонтанов, одни только пиявки и лягушки.
Педагог: — А у нас еще дети могут превращаться в морских звездочек и стрелочек.
— Смело в воду заходите,
Руки в стороны держите,
На живот скорей ложитесь —
«Звездочку» нам покажите.
Дети выполняют в индивидуальном порядке упражнение «Звездочка» на груди.
Педагог:
— Руки вверх вы поднимайте,
Ноги вместе все держите,
На живот опять ложитесь
И «Стрелу» нам покажите.
Дети выполняют в индивидуальном порядке упражнение «Стрелочка» на груди.
Водяной: — Молодцы, все у них получается!
Педагог: — Водяной, мы тебе еще можем показать фокус с мячами. Хочешь?
Водяной: — Да, я очень люблю фокусы.
Педагог: — Ребята, возьмите мячи. Покажите Водяному фокус.
Дети по сигналу педагога выполняют упражнение «Фокус» (3 раза).
Водяной: — А плавать они умеют? А то все играют.
Педагог: — Смотри, Водяной. Они умеют плавать с мячами Ложиться на воду, отталкиваться ногами от дна и плыть, работая ногами.
Дети выполняют упражнение «Стрелочка с мячами».
Педагог: — Еще мы умеем проплывать в обруч.
Дети выполняют упражнение «Туннель» (плавание облегченным способом).
Водяной: — Ой! Вы мне так нравитесь.
Водяной рассыпает цветные кружки в воду.
Водяной: — Ой, ребята, я их не хотел рассыпать. Извините!
Педагог: — Ничего, Водяной, дети сейчас все соберут.
Дети выполняют упражнение «Водолазы».
Водяной: — Молодцы, а мои помощники мне тоже собирают со дна моего болота банки, железки. Ой, что-то я совсем устал.
Водяной ложится на бортик.
Педагог: — Ты пока отдохни, а мы тебе покажем, что еще умеем. Ребята давайте поиграем в игру «На буксире»
Дети играют в игру «На буксире» 2 раза.
Педагог: — А сейчас мы тебе покажем очень красивую фигуру под названием «Лилия», где каждый ребенок — это лепесток.
Дети по сигналу педагога выполняют упражнение «Лилия» (синхронное плавание).
Дети также играют в игры на воде «Акула», «Сердитая рыбка».
Водяной: — Молодцы! Я так не умею делать, как вы. Но мне пора в мое царство болотное.
— Мне понравилось у вас,
Встретимся еще не раз!
До свидания, друзья.
Занимались вы не зря.
Водяной уходит.
Проводится свободное купание с большими мячами. Выход из воды.
Выводы:
"Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать". Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.
Наше исследование показало, что одной из эффективных форм является проектная деятельность. Проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создаёт единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Опыт работы с родителями показывает, что позиция родителей становится более гибкой. Меняется стиль общения взрослого с ребёнком. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. На сегодняшний день изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Взаимодействие с семьёй позволяет добиваться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.
Литература:
1. Закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 №273 - ФЗ.
2. Леонтьев А. А., Ножин Е. А., Мехонцев Н. И., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. ; Аркти, 2004.
3. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство 1976.
4. Арнаутова Е. П. В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй. М. ,2004.
5. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. ; Школьная Пресса, 2010. 6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Академия, 2000.
7. Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. // Управление ДОУ. 2004. №5.
8. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. Дошкольное воспитание. 2008. №5.
9. Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности "Открой себя", М.
10. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. ; Айрис-пресс, 2008.
11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. ; Мозаика - Синтез. 2010.
12. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М. ; ТЦ Сфера, 2012.
13. Интернет – ресурс: Дошколенок. ру, Maam.ru.
14. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду Средняя группа. - М. ; ВАКО, 2011.