Наталья Петровна Саломатова
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы :
игровые технологии;
Публикация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ» размещена в разделах
здоровьесберагающие технологии;
трилингвальная технология;
технология деятельностного подхода;
технология исследовательской деятельности;
групповой сбор;
организация ОД по центрам активности
ИКТ.
ТРИЗ
Я в своей педагогической работе, стараюсь использовать и традиционные и новые технологии и методы обучения дошкольников.
- обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности.
Использую следующие методы и приемы обучения :
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «приняли» ли ее дети, сужу по активности детей на занятии, степени их заинтересованности;
- метод экспериментирования тоже использую в своей работе, ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно решать проблемные ситуации.
- интегрированный метод является для меня новым. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, я учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, высказывать своё мнение, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «эксперимента»;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома, во время экскурсий, прогулок на своём участке и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
Результат: у детей повысилась творческая активность, повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, а также эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказы, опираясь на схематизированные образы.
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы :
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные игры, ситуации, соревнования, состязания и др.);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
- исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
-Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок– родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель. Использую разнообразные технологии метода проектов : творческие проекты, информационные, развлечения. В технологии проектирования каждый ребенок должен чувствовать свою важность и значимость в общем деле коллектива. Я этому уделяю большое значение.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии.
Думаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я думаю, что надо быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах : коллективные, по подгруппам, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах. Свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок и сравнивая друг с другом. Также предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Провожу индивидуальную работу вне занятий с детьми неуверенными в себе.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Даю возможность детям самим выбирать занятие по интересам в свободной деятельности. Не оставляю без внимания новые достижения детей в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха, обращаю внимание других детей на это, обязательно хвалю ребёнка в присутствии его родителей. Стараюсь создать условия для тихих, застенчивых детей, чтобы они были на равных со сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладают доверительные отношения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Некоторые дети даже вечером не торопятся уходить домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является использование ИКТ.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями, поэтому мы педагоги, находимся в поиске новых средств, методов и технологий образования.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности я использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе русские и бурятские народные игры, я не только реализую обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и одновременно приобщаю воспитанников к народной самобытной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Используя игровую технологию в театральной деятельности, я стараюсь обогащать детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную выразительную речь, активизирую словарь, думаю, что способствую нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Думаю, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как происходит повышение эффективности воспитания и обучения детей и снятие отрицательных последствий образования.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые необходимы в жизни. И от того, как мы взрослые на своём примере, или на примере героев произведений и сказок, научим ребёнка передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения в своей жизни.
Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метод проектов).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь положительных результатов, в нашей группе создана развивающая среда, которая располагает к самой разнообразной деятельности ребенка : зона искусства, зона книги, зона строительства и конструирования, зона театра, зона различных игр.
Основные цели организации зон :
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
- двигательные (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
-музыкально - художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).