Алина Малова
Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).
Публикация «Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе» размещена в разделах
Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Что же следует понимать под целостностью?
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения.
А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе : воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т. д., но в то же время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т. е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе.
Использование методов формирования сознания в целостном педагогическом процессе осуществляется, как правило, с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Обратимся к характеристике основных методов данной группы.
Рассказ — последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавав гуманитарных предметов, а также при изложении библиографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательно изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительно (10—15 мин в начальных классах и 30—40 мин в старших).
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание учащимися тех или иных положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т. п., то применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.
Беседа как метод организации познавательной и ценностно-риентировочной деятельности использовалась с давних времен. средние века широко применялась так называемая катехизинская беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком яде беседа не используется. Это вопросоответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на тех этапах учебно-воспитательного процесса : для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний.
Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.
Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающее социальное, нравственное или эстетическое содержание тех и иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, могут выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное слове моральное правило: обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец.
Беседа, как правило, начинается с обоснования темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы педагог дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем ставит вопросы так, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.
Особую трудность для молодого преподавателя представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На подобные факты педагог реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они принимают упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу педагогических воздействий.
Объяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу воспитанников или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства объяснения: «поступать нужно так», «все так делают» и т. п.
Но уместны они только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Там, где речь идет об очевидных нормах поведения, типа: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д., они излишни.
Объяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или правило поведения; б) выработать правильное отношение воспитанников к совершенному ими поступку.
Объяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие дошкольником слов воспитателя, и все же, воздействуя на психику, оно обретает свою значимость. Педагог использует внушение в тех случаях, когда хочет, чтобы воспитанник принял ту или иную установку, использует его для усиления других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с объяснением и внушением. Действие их почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Увещевая, он проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного воздействия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
Увещевание иногда имеет место для возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками.
В таких случаях необходимо показать сущность негативного поступка и его последствий, создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению. Нередко негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности.
Увещевание в данном случае идет рука об руку с объяснением и внушением, чтобы воспитанник осознал свои ошибки и больше не делал их.
Рассказ, объяснение, беседа подготовляют переход к более сложному методу организации познавательной деятельности – лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся; учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью.
Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекций.
К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.
Обязательное условие дискуссии — наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы — истина в последней инстанции.
В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
К словесным методам организации деятельности относит работа с книгой. Работа с учебником проводится на всех этап обучения, а не только при закреплении изученного, как считалось до недавнего времени. Эта работа обычно сочетается с пользованием других методов, прежде всего методов устного изложения знаний.
В начале работы с учебником воспитатель должен познакомить воспитанника с его структурой и особенностями. Он дает указания по использованию учебника для повторения и усвоения некоторых новых сведений.
Неоценимое значение в детском возрасте имеет общение с книгой. Анализ и обсуждение прочитанных книг, материалов детской периодической печати расширяют кругозор воспитанников, вызывают у них социально ценные чувства, благодаря которым дети откликаются на явления общественной жизни.
В структуре целостного педагогического процесса к методам формирования сознания воспитанников относится и метод примера. Формирующееся сознание ребёнка постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
В механизме подражания можно выделить, по крайней мере, три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у человека появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связи между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
Подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основныечасти:
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно- деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно- деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.
Обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод – рекомендации для воспитателя:
1. Воспитателю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
2. Воспитателю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).
3. Воспитатель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т. д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для гуманит. вузов / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009. – 251с.
2. Вишневский, В. А. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов по спец. «Педагогика и психология» / В. А. Вишневский, Е. В. Славутская. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 121с.
3. Гуревич, П. С. Психология: учеб. для бакалавров по непсихол. направлениям и спец. / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт, 2012. – 608с.
4. Каменская, Е. Н. Основы психологии: конспект лекций для студентов всех форм обучения : учеб. пособие / Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е. - Ростов н/ Д: Феникс, 2009. – 283с.
5. Кравченко, А. И. Психология и педагогика : учеб. для вузов по направлению 040200 Социология / А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 399с.
6. Мананикова, Е. Н. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / Е. Н. Мананикова. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2009. – 223с.
7. Нуркова, В. В. Психология: учеб. для бакалавров / В. В. Нуркова,
Н. Б. Березанская. – М. : Юрайт, 2012. – 575с.
8. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учеб пособие для вузов по эконом. спец. / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. – М. : Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2010. – 380с.
9. Петровский, А. В. Психология: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 501с.
10. Столяренко, Л. Д. психология и педагогика : учеб. для вузов /
Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. – 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 636с.