Получи документы

Статья «Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ»

Светлана Ульянова
Статья «Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ»

Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ

Ульянова Светлана Олеговна,

воспитатели МБДОУ

г. Иркутска детского сада №20

Вариативные формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни

«Здоровью научить нельзя-

надо воспитывать потребность

быть здоровым»

Наше будущее — это наши дети. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Публикация «Статья „Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ“» размещена в разделах

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Выделяют несколько компонентов здоровья:

• соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

• физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма;

• психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта;

• нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).

В формировании основ здорового образа жизни у детей мы используем традиционные средства, так и нетрадиционные. Традиционные средства укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, однако они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. К нетрадиционным можно отнести игровые упражнения и действия.

В нашем детском саду внедряются нетрадиционные подходы к формированию здорового образа жизни:

игры-путешествия, в которые входят все виды двигательной активности. Каждая игра имеет свою цель, сюжет и итог;

игровой самомассаж, являющийся основой оздоровления, оптимизирующий мышечный тонус, учащий осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства, прививающий навыки элементарного самомассажа и закаливания дошкольников. Создаёт устойчивость мотивацию и потребность в сохранении здоровья. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение;

игропластика, основанная на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, а так же включающая элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание;

креативная гимнастика, представляющая собой нестандартные упражнения, творческие игры и специальные задания;

ритмопластика, направленная на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, способствующая повышению общей культуры ребенка. Дети выполняют упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку, а также упражнения на координацию движений. Также ребята выполняют различные виды ходьбы, знакомятся с некоторыми рисунками танца, упражнениями и играми, развивающими гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности;

игровой стретчинг — комплекс упражнений для растягивания оп-ределенных мышц, связок и сухожилий. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаи-мосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. ;

психогимнастика– это специальный курс занятий, который направлен на коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. Сохранение психического здоровья и предотвращение эмоциональных расстройств благодаря психогимнастике проходит в наиболее оптимальной для детей форме;

сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Использование вариативных психолого-педагогических форм и средств формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста позволяет достичь следующих результатов:

В своей работе мы исходим из принципа, сформулированного Жан Жак Руссо - «чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Мы убеждены, что организация образовательного процесса, направленная на формирование основ здорового образа жизни является условием эффективного развития детей, способствует укреплению их психического и нравственного здоровья, обеспечивает гармоничное развитие их социальной сферы.

Литература

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

2. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.

3. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – М. : Срипторий. ,2003,2005г.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб., 1998г.

5. Назарова А. Г. Игровой стрейтчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996г.

7. Яковлева Т. С. Здоровье сберегающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.

8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. -СПб. : Детство-Пресс., 2000г.

Публикации по теме:

«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы» Цель: познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики у детей средней группы Лекция (5 мин). Массаж и упражнение (10.

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области».

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Формы, способы реализации летней программы 2016 годаФормы, способы реализации летней программы 2016 года ормы, способы и средства реализации программы 01.06 - 03.06 «Мир цветов» Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

Консультация для воспитателей «Вариативные формы проведения утренней гимнастики» В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического.

Консультация «Методы и способы общения с родителями» Одной из важных сторон в многогранной работе воспитателя (как и дошкольного учреждения в целом) является установление контакта, доверия.

Консультация для родителей «Методы и способы развития мелкой моторики у детей» (средняя группа) Консультация для родителей на тему «Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы.» Цель: Познакомить родителей с разнообразием.

Способы формирования музыкальных способностей у детей дошкольников Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний,.

Вариативные формы введения ФГОС для детей с ОВЗ МКОУ «Чкаловская школа – интернат» Доклад На методическое объединение учителей начальных классов Тема: «Вариативные формы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 17:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД