Светлана Ульянова
Статья «Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ
Ульянова Светлана Олеговна,
воспитатели МБДОУ
г. Иркутска детского сада №20
Вариативные формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни
«Здоровью научить нельзя-
надо воспитывать потребность
быть здоровым»
Наше будущее — это наши дети. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.
Публикация «Статья „Вариативные формы, методы, способы формирования ЗОЖ“» размещена в разделах
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Выделяют несколько компонентов здоровья:
• соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
• физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма;
• психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта;
• нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).
В формировании основ здорового образа жизни у детей мы используем традиционные средства, так и нетрадиционные. Традиционные средства укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, однако они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. К нетрадиционным можно отнести игровые упражнения и действия.
В нашем детском саду внедряются нетрадиционные подходы к формированию здорового образа жизни:
игры-путешествия, в которые входят все виды двигательной активности. Каждая игра имеет свою цель, сюжет и итог;
игровой самомассаж, являющийся основой оздоровления, оптимизирующий мышечный тонус, учащий осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства, прививающий навыки элементарного самомассажа и закаливания дошкольников. Создаёт устойчивость мотивацию и потребность в сохранении здоровья. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение;
игропластика, основанная на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, а так же включающая элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание;
креативная гимнастика, представляющая собой нестандартные упражнения, творческие игры и специальные задания;
ритмопластика, направленная на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, способствующая повышению общей культуры ребенка. Дети выполняют упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку, а также упражнения на координацию движений. Также ребята выполняют различные виды ходьбы, знакомятся с некоторыми рисунками танца, упражнениями и играми, развивающими гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности;
игровой стретчинг — комплекс упражнений для растягивания оп-ределенных мышц, связок и сухожилий. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаи-мосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. ;
психогимнастика– это специальный курс занятий, который направлен на коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. Сохранение психического здоровья и предотвращение эмоциональных расстройств благодаря психогимнастике проходит в наиболее оптимальной для детей форме;
сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Использование вариативных психолого-педагогических форм и средств формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста позволяет достичь следующих результатов:
В своей работе мы исходим из принципа, сформулированного Жан Жак Руссо - «чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Мы убеждены, что организация образовательного процесса, направленная на формирование основ здорового образа жизни является условием эффективного развития детей, способствует укреплению их психического и нравственного здоровья, обеспечивает гармоничное развитие их социальной сферы.
Литература
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
2. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.
3. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – М. : Срипторий. ,2003,2005г.
4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб., 1998г.
5. Назарова А. Г. Игровой стрейтчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996г.
7. Яковлева Т. С. Здоровье сберегающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.
8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. -СПб. : Детство-Пресс., 2000г.