Людмила Гомазова
Статья «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного образования важнейшими задачами по-прежнему являются формирование физических качеств, ценностей здорового образа жизни, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической и оздоровительной работы на основе интеграции всех пяти образовательных областей.
Публикация «Статья „Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость.
• терренкур- ходьба в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности
• ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмические упражнения, способствующие распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
• динамические паузы для всех детей в качестве профилактики утомления, которые могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• подвижные и спортивные игры направлены на общефизическое развитие детей
• релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
• различные гимнастики (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• физкультурные занятия – основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения.
• проблемно-игровые занятия предполагают использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы.
• коммуникативные игры – игры для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими.
• занятия из серии «Здоровье» - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
• самомассаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
• точечный самомассаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки.
3. Коррекционные технологии
• арттерапия для профилактики ОРЗ, повышения работоспособности, внимания, используется в минимальных дозах в силу того, что организм детей находится в состоянии развития.
• технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя
• сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка
• цветотерапия – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
• психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, а так же на формирование у детей различных психических функций, на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния.
Вышеперечисленные технологии целесообразно применять в различных видах образовательной деятельности, в формах работы, реализуемых в режимных моментах, а также в индивидуальной организованной образовательной деятельности. Наряду с этим необходимо соблюдать режим дня ребенка, проводить закаливающие процедуры, правильно организовать здоровьесберегающую среду в ДО.
Важно привлекать родителей к совместной работе по оздоровлению детей. Только при условии сотрудничества ДОУ и семьи, целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья дошкольников. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей проводится система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).
Все эти мероприятия дают положительные результаты, помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Литература.
[1] Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
[2] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2004.
[3] Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. Широковой Г. А. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009. – 222с.