Дарья Фадеева
Методы формирования навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современности, с быстрым развитием качества жизни, увеличении транспортных средств на дорогах, использованием дома бытовых приборов, облегчающих нашу жизнь и т. д., помимо положительного аспекта возникает также проблема безопасности. Эта проблема стала очень важной и для нашей страны. Все чаще ставятся задачи как обезопасить ребенка. Как привить ему правила безопасного поведения на дорогах, дома, в общественных местах, на улице. А также помимо этих основных категорий сюда вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. И именно мы - взрослые должны помочь ребенку приобрести необходимые знания безопасной жизнедеятельности. Потому что именно в дошкольном возрасте ребенку прививаются правила безопасности, которые с ним останутся навсегда.
Публикация «Методы формирования навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников» размещена в разделах
Дошкольные учреждения ведут целенаправленную, всестороннюю работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения. Но данные труды будут максимально эффективными если в них также будут участвовать родители.
При организации обучения необходимо учитывать возраст детей. Так как ведущая деятельность в этом возрасте это деятельность игровая, то и обучение основам безопасности жизнедеятельности должно проходить в большей степени в форме игры. Игра дает возможность ребенку побывать в ситуациях, где ему самому необходимо применить те самые знания безопасности. Или в затруднительной ситуации обратиться за помощью к группе и найти правильное решение вместе. В играх дети учатся как вести себя в той или иной жизненной ситуации, отрабатывается быстрота реакции, правильная последовательность поведения. Тематические спортивные игры, эстафеты, помимо знаний, обеспечивают ребенку хорошее настроение и двигательную активность. Использование примеров любимых героев из литературных произведений, сказок, рассказов, обсуждение поведения героя, правильность его действий, Затем дети могут в изобразительной деятельности передать свои ощущения. Нарисовать героев сказки или поучительный сюжет в целом. Все это также дает ребенку необходимый багаж знаний по ОБЖ. В этот момент ребенок активно работает: сначала внимательно слушает, представляет, размышляет, говорит, потом графически это изображает. Формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, мелкая моторика, творческое мышление.
Задачи:
• Научить детей безопасному обращению с электроприборами (не оставлять включенные электроприборы без присмотра; не засовывать в электрическую розетку посторонние предметы; нельзя подходить к оголённым проводам, дотрагиваться до них; нельзя трогать включенные электроприборы мокрыми руками);
• Научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны;
• Воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и даже предупреждать их;
• Развивать умение находить конструктивный способ выхода из сложившейся ситуации, принимать решение и соответственно реагировать;
• Рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях;
• Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями, воспитывать уверенность в своих силах;
• Формировать у детей положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и понятий, осознания детьми смысла и значения норм и правил.
• Познакомить детей с основными правилами поведения в общественном и личном транспорте;
• Научить правильной последовательности перехода дороги;
• Закрепить знания о том, как вести себя, если дорожную обстановку усложняют природные или погодные условия – дождь, туман, гололед, сумерки и темнота;
• Формировать потребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
• Научить ориентироваться в проблемных ситуациях;
• Помочь развить осмотрительность и осторожность;
• Расширить словарный запас детей по теме безопасность на дороге.
Методические рекомендации по беседе с детьми.
«Дома - не страшно». Начать необходимо со вступительной беседы: «В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Эти люди – преступники. Они могут сделать плохо и больно, увезти от родителей. Преступников не угадаешь по внешности, они могут быть любезными, разговаривать ласково. Но, конечно, в каждом незнакомом
человеке не следует видеть преступника. Настоящих выдает только их поведение. Давайте обсудим опасные ситуации, которые могут произойти дома или рядом с домом…»
«Чужой». Продолжаем беседовать: «Так стоит ли верить людям с приятной внешностью? Стоит ли что-то рассказывать незнакомцу? Брать у него что-то из рук? Как себя вести, если незнакомец агрессивен по отношению к вам?.» Разбираем ситуации, все вместе находим правильное решение. Обсуждаем известные сказки и поступки главных героев, которые привели к неприятностям. Какое они нарушили правило, как не нужно было делать и как следовало поступить.
«Что это за место такое?». Необходимо рассказать какие места являются опасными и почему. Что предпринять если оказался в таком месте. Что предпринять, если ты один ночью на улице.
«Опасная ситуация». Научить детей правильному поведению в случае, если ты потерялся, кого попросить о помощи. Что делать во время столпотворений? Куда бежать или находиться на месте….
«Грамотный пешеход». Научить правильному поведению при входе в общественный транспорт и при выходе из него. На остановках. Правильно переходить дорогу. Как нам, соблюдая все правила, безопасно и весело дойти до дома или до детского садика.
«Я-пассажир!». Разобраться в том, как должен вести себя настоящий пассажир. Что в общественном транспорте также есть общие правила безопасного проезда. Нельзя бегать по салону автобуса или трамвая, отвлекать водителя, необходимо держаться за поручни, нельзя высовываться из окон и облокачиваться на двери, нужно вежливо общаться с другими пассажирами. и т. д. В личном транспорте необходимо пристегиваться ремнем безопасности.
Обеспечить безопасный и здоровый образ жизни ребенку возможно лишь общими усилиями с самим ребенком. Всегда разговаривать с ним, обсуждать, познавать, искать проблему и находить выход из нее. Но все же взрослому необходимо озвучить правила, которые ребенок должен усвоить и следовать им неукоснительно:
• нельзя без разрешения родителей ходить в отдаленные и безлюдные места;
• нельзя находиться на улице до темна;
• нельзя без родителей садиться в чужую машину, даже если в ней улыбается дяденька или тетенька;
• нельзя что-то рассказывать, отвечать на вопросы и играть с незнакомцами;
• нельзя брать подарки или угощения от незнакомцев;
• нельзя открывать чужим дверь и впускать их в квартиру;
• если тебе что-то сделали плохое и угрожали, приказывали не рассказывать родителям – нужно обязательно все рассказать маме и папе, ничего не скрывая;
• нельзя заходить в подъезд и лифт с незнакомцами;
• не разрешай кому-либо трогать тебя, прикасаться к твоему телу.
• выучить с детьми номера телефонов экстренных служб:
пожарной службы - 101
полиции - 102
скорой помощи - 103
аварийной службы газовой сети – 104.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений образовательной работы в дошкольном учреждении. Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.
Возможные формы работы с родителями:
• анкетирование, тестирование, опрос;
• родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей;
• приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС на совместные с родителями вечера;
• практические семинары;
• консультации;
• выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению;
• информация на стенде;
• папки-передвижки;
• разработка памяток;
• досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.