Севелова Галина
Методы формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе
Когда я устроилась на работу в детское образовательное учреждение, я заметила, что многие дети не понимают, почему после каждой прогулки или после того, как поиграли с игрушками необходимо мыть руки Для себя я поставила цель, чтобы в течение месяца, детям привить не только любовь к гигиене, но и сделать привычкой умываться и приводить себя в порядок.
Одним из важных условий экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации. Основным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Следует добавить, что состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка - является одним из важнейших предпосылок его успешного воспитания, обучения и адаптации в условиях современного общества.
Публикация «Методы формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе» размещена в разделах
В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей - один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого, владеющего основными культурно-гигиеническими навыками выпускника дошкольного образовательного учреждения.
Методы формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе в процессе НОД
Вспомним чешского педагога Я. А. Коменского, который призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.». Я считаю, что овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей. В течение месяца, мне пришлось столкнуться со сложностями, я использовала различные методы формирования культурно-гигиенических навыков
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести :
· Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
· Пример взрослого;
· Приучение, упражнение;
· Создание воспитывающих ситуаций;
· Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
1. Показ и объяснение.
В младшей группе показ обязательно должен сопровождаться пояснением, следует отметить, что необходимо четко делить новое действие на операции, выделить сначала наиболее важное, а потом незначительное.
2. Упражнение и контроль.
Следующий метод это упражнение, без которого ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Я считаю, что контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Необходимо проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом.
Пример взрослых.
Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)
4. Игровые приемы.
Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, НОД
Например:
Тема непосредственно образовательной деятельности Цель Гигиенические навыки Методы и приемы
«Как мама учила правильно куклу кушать»
«Кукла пригласил в гости мышку и лису»
«Мы готовим обед»
«Накроем на стол»
«День рождение у куклы Маши»»
«Ладушки, ладушки»,
«Умница, Катенька»
«Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок»
«Кисонька-мурысонька» Формирование навыков культуры поведения за столом
Формирование навыка культуры гостеприимства
Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям
Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям Навыки культуры еды и поведение за столом
Навыки культуры еды и поведение за столом
Навыки культуры еды и поведение за столом
Навыки культуры еды и поведение за столом Метод- приучение
Прием- дидактическая игра
Метод- создание воспитывающей ситуации
Прием- НОД
Метод- приучение
Прием- дидактическая игра
Метод- разъяснение
Прием- чтение литературы
«Наша Маша маленька»
«Покажем кукле, где лежат наши вещи»
«Туфельки поссорились- подружились»,
«Уложим куклу спать»
«Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
«Покажем как нужно складывать одежду перед сном»,
«Такие разные носочки»
«Найди пару»
«Уложим куклу спать» Формирование навыков самообслуживания, приобщение детей к социокультурным ценностям
Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям
Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям Навыки самообслуживания
Одевание-раздевание
Навыки самообслуживания
Одевание-раздевание
Навыки самообслуживания
Одевание-раздевание Метод- разъяснение
Прием- чтение литературы
Метод- приучение, показ взрослого
Прием- дидактическая игра
Метод- создание воспитывающей ситуации
Прием- НОД
«Дети моют руки»
«Девочка аккуратная»
«Водичка, водичка…»
«Как мы моим ладошки и отжимаем ручки»
Д/У «Научим Мишку правильно умываться»,
«Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем»
«Вымой руки»
«Умывалочка»
«Сделаем лодочки»
«Мыльные перчатки» Формирование навыков мытья рук и умывания, приобщение детей к социокультурным ценностям
Формирование навыков мытья рук и умывания, приобщение детей к социокультурным ценностям Навыки мытья рук и умывание
Навыки мытья рук и умывание Метод- приучение
Прием- дидактическая игра
Метод- создание воспитывающей ситуации
Прием- НОД, упражнение
Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, я поняла многое. Одним из важных задач является сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.