Урбаханова Анастасия Валерьевна
Методология современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование должно быть направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки ребенка в воспитании, обучении и образовательном процессе.
Данное стратегическое направление дошкольного образования реализуется за счет целого ряда подходов.
Аксиологический подход к воспитанию заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентаций личности ребенка. При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации.
Публикация «Методология современного дошкольного образования» размещена в разделах
Культурологический подходопосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Культуросообразность содержания дошкольного образования предполагает ориентацию на освоение детьми культурных способов взаимодействия с миром идей, миром людей, миром искусства, техники и науки.
При этом педагогическим условием, способствующим обеспечению широкой и разносторонней культурной самоидентификации личности и разноплановой ее культурной самореализации в образовательном процессе, выступает комплексно-тематическое структурирование культуросообразного содержания образования, предполагающего информационную культурологическую насыщенность и регионализацию.
Регионализация содержания предполагает отражение этнокультурных традиций при широком межкультурном взаимодействии и способствует формированию национального самосознания через уважение к истории народа, его обычаям, ментальности; к особенностям семейного уклада жизни; природе родного края и т. д.
Информационная культурологическая насыщенность может быть обеспечена за счет интеграции содержания образования, предполагающей объединение, соединение, взаимопроникновение познавательной информации из отдельных научных областей (культурных практик) в единое целое, благодаря чему происходит взаимообогащение имеющихся представлений и рождение качественно новых знаний, формируется целостное восприятие мира. Таким образом, организуется взаимодействие детей не только и не столько с так называемыми основами наук, сколько с ветвями культуры – основами нравственной, филологической, языковой, математической, художественной, научной, физической, информационной, гражданской и экологической культурами.
Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру дошкольника с точки зрения формирования пространства игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы присвоения ребенком культуры человечества и сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире.
Социально-педагогический подходобозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребенка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и социума.
При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с осознанием своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира.
Как отмечает С. А. Козлова, приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, приятия мира людей, что приводит к социальному развитию5. Это является залогом того, что в дальнейшем ребенок будет успешно жить в обществе, не теряя своей индивидуальности, и адекватно оценивать и ценить других людей.
В свою очередь, от социальной среды зависит, что будет актуализироваться в личности, носителем какой культуры он станет, какие ценности усвоит.
Возрастной подходпредполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др., а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей.
Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, по выражению А. В. Запорожца6, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания, формированию ответственности, справедливости и других качеств.
Однако ошибки и промахи воспитания могут вызывать «выпадение» ребенка из эмоционального общения с окружающими и социальной ситуации развития, создавать условия для развития негативных качеств (вседозволенность, полная свобода поведения, игнорирование слов и чувств взрослого, что впоследствии приводит к отклонению в формировании личности (Г. В. Бреслав).
Индивидуальный подходо пределяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и развития способностей воспитанников.
Он же предусматривает для каждого ребенка сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, полноценное физическое воспитание.
При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр., в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
Личностно-деятельный подход интегрирует два компонента: личностный и деятельностный.
В своем личностном компоненте он предполагает, что в центре любой детской деятельности находится сам ребенок – его мотивы, цели, интересы, его неповторимый психологический склад, уровень актуального развития, отражающие особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день. Поэтому важно направить усилия взрослых на поддержку индивидуального развития каждого ребенка, предоставить ему необходимое пространство свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов познания и поведения, ориентируясь на «зону ближайшего развития».
Деятельностный компонент личностно-деятельного подхода опирается на идеи активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей).
Организация ориентированного на личность образовательного процесса предполагает наличие руководства, формула которого, как считает И. А. Зимняя, вполне может быть заимствована у М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
В соответствии с данной установкой педагоги видят свою миссию в том, чтобы помочь детям стать людьми:
— любознательными и пытливыми (Inquirers);
— знающими и умеющими пополнять знания (Knowledgeable);
— думающими (Thinkers);
— коммуникативными (Communicators);
— имеющими принципы (Pincipled);
— непредубежденными и обладающими широким кругозором (Open-minded);
— способными принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-tаkers);
— разносторонними (Balanced);
— размышляющими и способными к рефлексии (Reflective).
Реализация личностного подхода к образовательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
1) в центре образовательного процесса находится личность воспитанника, т. е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
2) организация вобразовательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3) образовательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных и учебно-познавательных задач;
4) образовательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, т. е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности».
Деятельностныйкомпонент предполагает вовлечение детей в активные виды деятельности за счет использования:
– методов вовлечения детей в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний;
–методов проблемного обучения и овладения новыми способами деятельности;
– методов использования разнообразных форм работы;
–методами активизации творческой деятельности,
–методов формирования познавательных интересов в процессе взаимодействия педагога с детьми (методы создания эмоционального тонуса познавательной деятельности путем оказания доверия к учебным возможностям; эмоциональный и педагогический оптимизм;
–методов организации информационно-насыщенной познавательной деятельности).
К таким методам можно отнести : наблюдения, дидактические игры, реалистические рассказы из опыта воспитателя, чтение познавательных сказок, игры-путешествия, экскурсии, элементарные опыты и эксперименты, проблемные ситуации, задачи-загадки, диалог, создание проектов, сюжетно-ролевые игры, коллекционирование, путешествия-исследования и пр.
Комплексный подход
Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Комплексный подход к человеку – систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути.
Комплексный подход сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым, который выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид - личность - индивидуальность.
По мнению Б. Г. Ананьева, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. Личность является комплексной системой внутренних процессов и отношений.
И. Е. Емельянова рассматривает комплексность как системообразующий фактор освоения научной картины мира и основу гармоничной социализации дошкольников.
Комплексность как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Комплексный подход к образованию детей дошкольного направлен на сотворение эмоционального, образного, духовного, культурного мира ребенка с помощью установления взаимосвязи знаний из различных областей наук, развития общества, природы и т. д. ; формирование оценочного, осмысленного отношения к окружающему миру; формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, науки и человечества; развитие интереса к исследовательской, творческой деятельности.
Комплексный подходпредполагает, что управление процессом развития личности может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.
К числу главных факторов относятся:
а) сложившийся образ жизни ребенка, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;
б) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);
в) средства массовой информации и пропаганды;
г) уровень развития и условия жизни детского коллектива, непосредственно влияющие на личность дошкольника (ценностные ориентации, нравственные нормы взаимоотношений воспитателя с детьми, нормы взаимоотношений со сверстниками, сложившиеся психологический климат);
д) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.