Ирина Пиксайкина
Методики для диагностики детей в период возрастного кризиса 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Гордость за достижение — личностное новообразование периода кризиса 3 лет.
Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и направлена на изучение основных личностных новообразований у детей в период кризиса трехлетнего возраста.
Для проведение исследования необходимо приготовить пирамидку, ее изображение (образец) и конструктор.
Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. - 3 лет 6 мес.
Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.
Например, первая серия включает задачи:
Публикация «Методики для диагностики детей в период возрастного кризиса 3-х лет» размещена в разделах
· собрать пирамидку, используя картинку-образец;
· построить домик из деталей конструктора (без образца);
· сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).
Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым.
За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю - оценку "сделал" или "не сделал", соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.
При обработке данных анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:
связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи, включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности, оценка ребенком продуктивности своей деятельности;
связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.
Показатели активности оценивают по следующей шкале:
при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней - 2 балла, при низкой - 1 балл.
Таким образом, I уровень проявления активности - 0-7 баллов, II уровень - 7-14 баллов, III уровень - 14-21 балл.
Анализируют, как возрастает активность ребенка в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижении, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка.
Обобщая полученные результаты, делают вывод о появлении такого личностного новообразования, как "гордость за собственные достижения" (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).
В случае если исследование проводится в группе детей, то представляется целесообразным ввести возрастную градацию : сравнить результаты по показателям активности в зависимости от возрастной группы 2 г. 6 мес. - 2 г. 10 мес., 2 г. 10 мес. - 3 г. 2 мес., 3 г. 2 мес. - 3 г. 6 мес.
2. Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет (Гуськова Т. В., Елагина М. Г.).
Подготовка исследования.
Подобрать картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Состоит из рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через 3 фазы:
I фаза - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки.
II фаза -- во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».
III фаза -- общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.
Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях:
I ситуация -- отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;
II ситуация -- отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку.
При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в I и II ситуациях.
Обработка данных.
Сравнивают поведение детей в I и II ситуациях. Делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми