Наталья Владимировна Курникова
Презентация «Методика выделения гласного звука в начале, в середине и в конце слова для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Воспитатели могут помочь детям сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.
Публикация «Презентация „Методика выделения гласного звука в начале, в середине и в конце слова для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Этапы работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:
1. выделение звука из слова,
2. определение первого звука,
3. установление места звука (начало, середина, конец слова,
4. полный звуковой анализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, в речевом плане, по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на:
— формирование навыков элементарного анализа;
— обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Формирование навыков элементарного анализа, в свою очередь, состоит из частей:
— выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
— определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
— нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
— сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
— далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
— затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
— и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.
Когда ребенок начнет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.
Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек. Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.
Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.
Для узнавания звука в слове:
— ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
— согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
— любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).
Для определения первого звука в слове:
— ударные гласные;
— сонорные согласные;
— щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
— остальные согласные звуки.
Для определения последнего звука:
— ударные гласные;
— сонорные согласные;
— щелевые согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
Слова, которые не следует давать для анализа:
Слова:
- с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю,
- с Ъ и Ь,
- со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в середине перед согласными, т. к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.
Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа
Слова с ударными гласными звуками в начале слова (для узнавания гласных звуков в начале слов)
А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.
О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.
И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
Слова с ударными гласными звуками в середине слова (для узнавания гласных звуков в середине слов)
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.
Ы: дым, сын.
Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого согласного звука в слове)
Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.
М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.
Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.
Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)
К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.
П: сироп, укроп, карп, суп.
Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.
Слова для полного звукового анализа
- Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
- Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
- Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
- Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.
- Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.
- Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.
- Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
При обучении чтению вашего ребенка в дошкольном возрасте, нам хотелось бы посоветовать называть буквы по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчит ребенку овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуем следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Процесс обучения звуко-слоговому анализу лучше и эффективнее осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.
Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа желательно подбирать так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно, чаще.
Порядок анализируемых слов:
- слова из двух гласных (АУ)
- из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
- из трёх звуков (РАК, КИТ)
- из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
- слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
- слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
- слова из 2 слогов со стечением согласного (СУМКА)
- из 3 открытых слогов (СОБАКА)
План анализа слова
1. Произнеси слово и послушай его.
Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. Третий звук и т. д.
7. "Прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько в слове слогов?