Ребикова Жанна
Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников №6 "Колокольчик" с. Стародубского Буденновского района
Методическая разработка
«Здоровье - это жизнь»
по здоровье сберегающей методике
для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Ребикова Жанна Савельевна -
воспитатель первой
квалификационной категории.
2015 г.
Публикация «Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста „Здоровье — это жизнь“» размещена в разделах
Здоровье сберегающие методики
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя»
В. А. Сухомлинский.
Введение
Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то определение Всемирной Организации Здравоохранения основано на таких положениях: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Выявлено, что 40% заболеваний у взрослых своими истоками уходят в ранний возраст. Полученные в раннем возрасте знания, умения и навыки оказывают влияние на последующее развитие, уходя в долговременную память человека.
дошкольников.
Что такое здоровье сберегающие методики?
Здоровье сберегающие методики в дошкольном образовании – методики, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровье сберегающих методик в ДОУ, применительно к ребенку, – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. А также, знаний о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В нашем ДОУ разработана «методика здоровье сбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Виды здоровье сберегающих методик, используемых в ДОУ
Виды здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании - классификация здоровье сберегающих методик по доминированию целей и решаемых задач, а также, ведущих средств здоровье сбережения и здоровье обогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Здоровье сберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
• Медико-профилактическая методика
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т. д.);
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНа
- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
• Физкультурно-оздоровительная методика
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.
.Методика обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
• Методика здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
• Методика валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целяхсотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания,
консультации,
конференции,
конкурсы,
спортивные праздники,
праздники здоровья,
семейный клуб
папки-передвижки,
беседы,
личный пример педагога,
нетрадиционные формы работы с родителями,
практические показы (практикумы)
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
o Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
o Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
o Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
o Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
o Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
o Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
o Рациональная, не перегревающая одежда детей;
o Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта минеральной водой комнатной температуры);
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого, дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игразанимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений:
Бег и ходьба,
Прыжки,
Метание, бросание и ловля мяча,
Упражнения на полосе препятствий.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
• Занятия по традиционной схеме;
• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
• Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.
• Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
• Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы( «лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
• Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
• Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
Дошкольникам свойственна психологическая пресыщаемость, они быстро утомляются, поэтому в соответствии с возрастными особенностями во время занятий им необходимо давать возможность отдохнуть, подвигаться. В структуру занятий я включаю физминутки – небольшие по времени, рассчитанные на 2-3 минуты упражнения. Основное их назначение – снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, восстановить умственную работоспособность детей, успокаивать нервную систему. Физминутка всегда тесно связана с темой занятия и является переходным мостиком к следующей части занятия. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда физминутки по форме и содержанию разнообразны. (Приложение №1)
Очень важной составной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Их очень любят дети, так как они интересны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В ходе таких игр дети, повторяя мои движения, активизируют моторику рук, тем самым концентрируют внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие упражнения требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Все упражнения мы выполняем в медленном темпе, от 3до 5 раз. Я, в свою очередь, слежу за правильностью и точностью переключения с одного движения на другое.
(Приложение №2)
На занятиях английского языка я часто используют информационно –коммуникативные средства (мультимедийную доску, компьютер). Глаза детей устают и с целью оказать помощь зрительной системе и обеспечить ее надежное функционирование, я использую в работе гимнастику для глаз. Ведь именно она позволяет снять напряжение с глаз детей. При проведении гимнастики широко использую такие предметы как бабочку на длинной палочке, птичку, стрекозу, которые перемещаются вверх – вниз, вправо-влево, а дети наблюдают за ними только при помощи глаз.
Для удобства в работе я систематизировала физминутки, «пальчиковые игры», гимнастику для глаз, упражнения на релаксацию по темам, составила картотеку, что облегчает проведение занятий по английскому языку.
В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения к восстановлению равновесия, тем самым сохраняя психическое здоровье.
(Приложение №3)
Занятия по английскому языку – благодатная почва для любых начинаний, включая здоровьесбережение. Более того, это просто часть учебного процесса, обеспечивающая успешное усвоение необходимого материала. Дети дошкольного возраста охотно играют, поют, слушают веселые истории, разыгрывают сценки на английском языке. Их не смущает, что пока знают они не так много, главное – интерес и удовольствие от успеха!
Приложение №1
Физминутки
Handsup! Handsdown!
Handsonhips! Sit down!
Standup! Hands up!
Bend left! Bend right!
One, two, three…hop!
One, two, three… stop!
I can run and run and run.
I can jump and jump and jump.
I can climb and climb and climb.
I can hop and hop and hop.
I can do it. Stop and stop.
Приложение №2.
Пальчиковыеигры
“Little Bird"
Fly, little bird, fly (сжимаютиразжимаюткулачки).
Fly into the blue sky (шевелятпальцами).
One, two, three(стучат кулачками по столу).
You are free (резкоразжимаютпальцы).
“My fish”
One, two, three, four, five (пальчиками постукивают по столу).
Icaughtafishalive (соединяют ладошки, изображаярыбку).
Six, seven, eight, nine, ten (пальчиками постукивают по столу).
I let it go again (соединяютладошки, изображаярыбку).
Приложение № 3
Релаксация
«Лимон» - для расслабления мышц шеи
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
«Лошадки» - на расслабление мышц ног
Замелькали наши ножки
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте.
Таким образом, здоровьесберегающие методики можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих методик, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Методическая разработка составлена на основе:
1. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.
3. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М. ,2006.
5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
6. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М. ,2002.
7. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
8. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».
10. Н. К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
Список литературы:
11. Ильющенко – Крылова Т. В. Урок «Здоровый образ жизни» (Осознание значения здорового образа жизни на занятиях английского языка) СПб, 2000
12. Шляхтова Г. Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. Иностранные языки в ДОУ. – 2007, №