Таболина Надежда Павловна
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
Публикация «Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре-ми-ля первой октавы).
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла.
Необходимо объяснить значение отдельных, непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» Лн. Александрова, «Спи, мой мишка» В. Тиличеевой подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:
Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена па повторяющемся мотиве.
Во второй младшей группе задании постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» Л. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).
Методические приемы :
Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни.
Основным является эмоциональное выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, се характер, настроение.
Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям попять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Аи. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит : «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у», — напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения, педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.
Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приемы. «К нам пришел мишка, пусть он досидит и послушает, как хорошо мы поем», - говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а исполняя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете, показывают, как «играют на трубе».
Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню, 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним. Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включа-ются все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать сто исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.