Ирина Николаевна Веретельник
Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель: Веретельник Ирина Николаевна
Предмет: русский язык
Тема учебного занятия: «Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слова».
Публикация «Технологическая карта к уроку русского языка по теме „Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий, обучающихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова» на основе здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
обучающие:
- актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
- совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развивающие:
- развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование познавательной мотивации;
воспитывающие:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;
- воспитывать любознательность;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
- воспитание аккуратности при работе.
Планируемые результаты:
Метопредметные:
• сопоставлять различные точки зрения;
• представлять данные;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
Личностные:
• формировать интерес к учебному материалу;
• формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
• развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
• формироватьумениеставить учебную задачу;
• понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
• оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
Познавательные:
• самостоятельно ставить цель и проблему урока;
• формировать умение ориентироваться в информационном материале учебника;
• формировать умение читать таблицу и проверять правильность её данных;
учить искать и выделять необходимую информацию в нужных источниках;
• учить осознанному и произвольному построению речевых высказываний в устной речи;
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные:
• принимать участие в работе парами, группами;
• воспринимать различные точки зрения, мнение других людей;
• использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
• выражать свою точку зрения;
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
управлять поведением партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия.
Здоровьесберегающие технологии : способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через чередование видов учебной деятельности на уроке, физминутки, офтальмотренажеры, динамические паузы релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ и безопасному поведению при общении с незнакомцами.
Тип урока : урок систематизации знаний.
Условия обеспечения учебной деятельности:мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока, карточки с буквами; для учеников – в конвертах на столе раздаточный материал, смайлики, учебники, тетради.
Технологическая карта урока
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Включаю музыку. Приглашаю детей занять свои места в классе.
Слайд 1
В сказку, друзья,
Приглашаю вас сегодня я.
А с собой прошу вас взять
Ручку, карандаши, тетрадь.
Пожелаю вам быть
Внимательными, здоровыми и старательными.
-А в какую сказку мы попадем, вы сейчас догадаетесь.
(Просмотр видеофрагмента сказки
«Красная шапочка».)
СЛАЙД 2
(На доске запись «Красная шапочка».
- Кто автор этой сказки? (Шарль Перро)
Слайд 3
- Авторская эта сказка или народная?
- Давайте откроем свои тетради. Запишите сегодняшнее число.
Пользуемся правилом урока :
«Кто правильно сидит, тот красиво пишет».
-Проверьте свою осанку. Учащиеся входят в класс под музыку «Вход в сказку», занимают свои места, проверяют готовность к уроку.
Просмотр фрагмента мультфильма.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность.
Личностные: - положительное отношение к учебному процессу.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2.
3.
4.
5. Актуализация опорных знаний
Постановка цели на уроке
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
Слайд 4.
- Какое сегодня число? А какой это день недели?
- Как грамотно записать число, соблюдая орфограммы?
- Какие орфограммы встретились?
- Как вы думаете, почему в названии сказки, подчеркнуты именно эти буквы? (это буквы парных согласных).
- Кто догадался, что сегодня будем делать на уроке?
- Какая тема урока?
Слайд 5. ТЕМА
Слайд 6 ЦЕЛИ
СЛАЙД 7
Стихотворение о парных согласных
СЛАЙД 8
Вспомните как начиналась сказка про Красную шапочку.
- Красная шапочка отправилась к бабушке через лес. Лес был густой, богатый разновидностью деревьев.
- Какие деревья себе представили в лесу?
(дети называют)
- Но между деревьями на полянке цвели яркие цветы.
-Что вы заметили необычного на них?
(буквы)
- Какие буквы?
- Почему они обозначены только двумя цветами? (зеленые - звонкие, синие-глухие)
-Что - бы это могло означать?
(Дети высказывают свои мнения).
- Давайте соберем эти цветы так, чтобы они были в паре.
- По каким признакам это можно сделать?
(Обучающиеся высказываются и ищут цветы по парным согласным)
- Запишите данные пары себе в тетрадь аккуратно, соединяя одну букву парного звука с другим : б-п,
в-ф, г-к, д-т, з-с,ж-ш
- Какую пару мы можем выделить в этом ряду (ж-ш- в паре по звонкости-глухости, но всегда твердые).
Пока мы с вами собирали цветы в пары, Красная шапочка побежала по дорожке дальше. Бежит, по сторонам посматривает,с лесными зверями знакомится,им загадки загадывает.
- Отгадайте и вы загадку, напишите в тетрадь отгадку. Поставьте ударение в словах, подчеркните орфограммы.
1. Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф)
2. Как гирлянды яркие,
Украшая сад,
Спелые и сладкие
Грозди в ряд висят.
Спеет, наряжается
В красочный наряд.
Каждый догадается
Это –. (виноград)
3. Чтобы не стучали зубки,
Надевай скорее (шубки)
4. Помидоры, чеснок, лук-
Все в порядке,
Потому что растет всё на (грядке).
5. Что за плод — шкатулочка с секретом!
Семена — стекляшки на вид,
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясешь, как странно, не звенит. (гранат)
6. Две сестрёнки, две пелёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)
- Назовите из этих слов два слова, которые по своему значению могут приносить пользу для человека.
(гранат, виноград)
- Составьте и запишите предложение из рассыпанных слов.
(Виноград, гранат, морковь, полезны, для, здоровья).
Слайд 9,10
- Как надо проверять парную согласную в словах?
Слайд 11 (правило)
Ответы учеников на поставленные учителем вопросы.
Записывают число, классная работа.
Определяют и объясняют правописания слов с изученными орфограммами.
Определяют тему и цель урока.
Вырабатываюткаллиграфический почерк;
записывая в тетрадь пары букв, обозначающие парные согласные.
Записывают слова с орфограммой парные согласные,
объясняют их правописание.
Составляют, записывают предложения. Находят орфограммы. Объясняют способ проверки.
Повторяют правило по слайду.
Личностные: действиесмыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные:формирование способности к организации своей деятельности
Регулятивные- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Регулятивные: Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Осуществление контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения заданий.
Познавательные: уметь концентрировать внимание, обобщать, сравнивать.
6.
7.
8.
9.
Обобщение и систематизация знаний
Физминутка. Музыкальная пауза
Закрепление знаний и способов действий.
Динамическая пауза.
Тестовая работа.
а) Работа по учебнику. Упр. 47 с. 28
- Шла Красная Шапочка, шла, но как – то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А кто поможет ей найти тропинку, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
(Улитка)
б) Работа над развитием словарного запаса обучающихся
- Кто из вас видел улиток?
- Где живут улитки?
- Объясните лексическое значение слова.
Рассказ о пользе улиток в косметологии. Она помогает скорому заживлению ран, ожогов, лечение различных кожных заболеваний. В ее слизи содержатся витамины групп С, Е и А. Мясо моллюсков можно употреблять в пищу и поможет решить проблемы ЖКТ.
- Найдите, прочитайте и запишите пословицу, в которой говорится о пользе продукта для организма человека.
- Объясните смысл пословицы.
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Улитка указала Красной Шапочке нужную ей тропинку. Побежала она дальше, напевая свою любимую песенку, но слова она немного забыла. Давайте ей подпоем все вместе.
(Звучит караоке, а дети поют и выполняют движения под музыку.)
Песня Красной Шапочки.
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То, возможно-можно-можно,
Можно в Африку прийти.
А-а, в Африке реки
Вот такой ширины.
А-а, в Африке горы
Вот такой вышины.
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай,
А-а, и зелёный попугай.
в) Работа над развитием орфографической зоркости обучающихся.
- Посмотрите, перед вами карточка с заданием. Мне кажется, что вам надо подумать о том, что предстоит сделать. Это проделки Волка. Он хочет нам помешать добраться вместе с Красной Шапочкой к домику ее бабушки.
(Дети предлагают задания)
Выполните задание.
СЛАЙД 14
Карточка для всех.
Прочитайте. Укажите орфограммы в словах. Выпишите слова с парными согласными в корне слова- с проверочным словом.
Если долго, долго, долго,
Если долго (по) тр… пинке,
Если долго (по) доро …ке,
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конеч)но,
То, наверно-верно-верно,
То, возможно-можно-можно,
Можно в …фрику прийти.
Слайд 15
- Посмотрите. Стараясь вместе с вами, мы дошли до домика, где живет бабушка Красной Шапочки.
Каждый из вас должен постараться разгадать кодовый замок двери. Для этого заполните пропуски в окошках.
- А теперь обменяйтесь домиками с соседом по парте. Проверьте правильность ответа.
-Если вы не нашли ошибок, то закрасьте замочек зеленым цветом.
Если вы заметили ошибку, то закрасьте красным цветом замочек.
- Чтобы двери у всех открылись, давайте скажем волшебные слова и с помощью волшебного мячика разомнем свои ручки, пальчики и наберемся сил для преодоления следующего этапа.
Слайд 16 со стихотворением – правилом.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
Слайд 17
- Вот и дверь тихонько открылась. Зашла в дом Красная Шапочка. Видит, что в кровати бабушка лежит, да совсем на себя не похожа.
У Волка тоже от удивления рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый лоб и огромный волчий зуб. (картинка волка)
Но она нисколько не испугалась, и мы тоже. Но Красная Шапочка помощи у вас просит.
- Ребята, помогите, Волк приготовил нам задания.
Надо срочно выполнять, ни минуты не терять.
Слайд 18.
Фамилия, имя___
1. 1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
3. 3. Вставь букву:
Обе., кни. ка, берё. ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
5. Поставь, где нужно букву т:тор., сле., схва. ка, ло. ка, пило. ка.
Ответы детей на поставленные вопросы. Работа над развитием речи учащихся.
Улитка- это разновидность
моллюсков.
Учащиеся записывают предложение:
Рыбка мелка, да уха сладка.
Объясняют смысл пословицы.
Проверяют слова
с безударным гласным звуком и парным
по глухости-звонкости согласным звуком
в корне слова.
Осуществляют профилактику утомления, выполняя движения под музыку, развивая культуру пения.
Индивидуальная работа.
Распознают орфограммы. Объясняют правильность написания слов с изученными орфограммами.
Применение частично-поискового метода обучения.
Обоснованный выбор написания нужной буквы в пустом окошке, согласно полученным знаниям.
Взаимопроверка выполненной работы и оценка деятельности.
Снятие усталости пальцев рук.
Отработка правила.
Воспринимают информацию по слайду, слушая речь учителя.
Ученики работают индивидуально
Дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы и подбирают слова, в которых есть эти парные согласные.
Объясняют правильность написания слов с изученными орфограммами. Личностные:
-положительное отношение к учебному процессу.
Регулятивные:
-способность настраивать себя на активную работу.
Коммуникативные:
-доброжелательное отношение с учителем, со сверстниками.
Познавательные: учить искать и выделять необходимую информацию в нужных источниках;
учить осознанному и произвольному построению речевых высказываний в устной речи.
Регулятивные:
-способность настраивать себя на активную работу.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные:
-способность настраивать себя на активную работу.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:умение осуществлять самоконтроль деятельность;
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
10. Итог урока.
Слайд 19.
Но чтобы Волка победить, бабушку спасти. К нам на помощь пришли наши парные согласные.
(Дети надевают на голову буквы согласных парных звуков).
- Какую трудность нам создают эти буквы в словах?
- Слышим один звук, а пишем другую букву.
- А чтобы не сделать ошибки на письме, что мы должны помнить?
(Дети говорят правило хором).
- А теперь, внимание. Мы все вместе должны победить Волка своими знаниями.
Если вы услышите слово, в котором должна быть ваша парная согласная, то вы должны встать.
Слайд 20 Игра «Найди своё слово»
ИГРУ. КА
ИЗБУ. КА
КОРМУ. КА
БЕРЁ. КА
ПУГО. КИ
САЛА. КИ
ШУ. КА
ВАРЕ. КИ
ГЛА. КИ
ГУ. КИ
НО. КИ
ИЗБУ. КА
СУГРО.
ИГРУ. КА
НО. КИ
ША. КА
( Буквы: ш,з,в,б,ж,п)
- Слышим один звук, а пишем другую букву.
- Должны помнить правило.
(Дети хором повторяют правило).
Учащиеся надевают на голову буквы и проводится игра
«Найди свое слово»
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
11.
Рефлексия
Слайд 21
Ребята, от ваших хороших ответов у Волка разболелся живот. И он лопнул у него. Вот!
Слайд 22
- Перед вами дорожка, по которой вы сегодня путешествовали вместе с Красной Шапочкой, справлялись с трудностями. Это дорожка вашего успеха.
- Возьмите карандаш и раскрасьте свою дорожку цветом:
СЛАЙД 23
Зеленый- если вам понравилось на уроке, вы всё поняли.
Желтый- если вы испытывали небольшие затруднения, но вы исправлялись.
Красный – если вам на уроке было скучно и не понятно совсем, что делали.
Слайд 24
- На какие вопросы отвечали?
Спасибо, ребята, молодцы!
-Какие советы вы могли дать, следуя нашему уроку?
-Красная Шапочка очень благодарна вам за вашу работу, и всем участникам нашего путешествия по сказке дарит свой портрет и своей бабушки.
(Вручаю портреты Красной Шапочки).
-Берегите друг друга, помогайте друг другу и ваша жизнь будет просто замечательной! Читают со слайда:
- Ура! Бабуля спасена
И героиня наша.
Добро всегда сильнее зла
И справедливей даже.
А каждый Волк запомнит пусть
За зло его накажут!
Рефлексия собственной и коллективной деятельности
Ответы учеников на поставленные вопрос
(Ученица читает стихотворение)
Если слышишь ___ звук, (парный)
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело ___ :
(подбирай)
Труд – труды, кот – коты
Будешь ___ и ты! (умненький)
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
12. Домашнее задание Слайд 25
Упр. 48 с. 28, выучить правило.
Слайд 26
- Спасибо за работу! Удачи!
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог;
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Литература
1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий М. :Просвещение, 2015
2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий М. :Просвещение, 2017
3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий М. :Просвещение, 2011
4. «Русский язык», 2 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учеб. В. П. Канакиной. – М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
5. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е. С. Савина, М. : Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
6. «Планируемые результаты начального общего образования», Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
7. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения