Дарья Александровна Бебякина
Методика развития интонационной стороны речи посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инсценирование предполагает под собой воплощение текста художественного произведения в действии. Такая реализация слова в действие лежит в основе театральной деятельности.
Театрализованная деятельность, в ходе которой у детей происходит осмысление услышанных или прочитанных художественных произведений, оказывает значительное развивающее и воспитательное воздействие.
Для дошкольника основным видом деятельности является игровая деятельность, поэтому психологически инсценирование воспринимается ребёнком как игра в понравившееся произведение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств коррекции интонационной стороны речи у детей со стёртой дизартрией. Подготовка и последующее участие в ней побуждают ребёнка прислушиваться к интонации и тембру голоса (собственного и окружающих людей, определять его высоту для озвучивания того или иного персонажа и самостоятельно использовать необходимые речевые фонетические компоненты.
Главное достоинство театрализованных мероприятий заключается в ненавязчивой форме игры, увлекательности действий, в отличие от планомерных методических занятий наедине с логопедом. В процессе такой творческой практики коррекционного воздействия развивается связная речь, музыкальный слух, легче автоматизируются звуки.
В работе над интонационной выразительностью детей со стёртой дизартрией следует использовать различные игры, относящиеся к театрализованной деятельности.
Игры-драматизации. В таком виде игры ребёнок самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей.
Режиссерская игра. В такой игре в качестве актеров выступают игрушки или их заместители, а ребёнок является режиссером – он организует деятельность игрушек. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дети используют различные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых на занятиях: настольный, плоскостной и объемный, кукольный, театр теней и т. д.
На занятиях театрализованной деятельности развивается интонационная сторона речи детей. Для того чтобы полностью отразить специфику речи и характера персонажа, дети должны научиться управлять силой голоса, тембром, темпом речи, правильно и четко говорить. После работы над разучиванием текста необходимо обучить детей передавать характер героев сказок с помощью движений, мимики.
Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения. Это нужно для того, чтобы характер персонажа, его привычки были легко узнаваемы. Маловыразительные интонации, однообразные движения вызывают неудовлетворение собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, следовательно, снижается ее эмоциональное воздействие.
Выразительности речи ребёнка возможно достичь с помощью перевоплощения в персонажа сказок, например, «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.
На подготовительном этапе при вовлечении детей со стёртой дизартрией в театрализованный процесс важно проводить занятия по определению голосовых характеристик персонажей: высота голоса, тембр.
Следует начинать с интонаций, построенных на контрастах. Например, детям легче различать и повторять интонации, с которыми говорят три медведя. При использовании такого приема логопед называет сказку, а дети угадывают, за какого медведя логопед разговаривает. Далее дети сами при помощи интонации загадывают друг другу такие загадки.
После распределения ролей, детей просят проговорить текст персонажа, с использованием таких выразительных средств как мимика, жесты, поза, взгляд. Как отмечают Е. Л. Волосатова и Е. В. Шереметьева, на этом этапе логопедическая работа направлена на развитие основных компонентов просодической стороны речи.
Например, инсценируя сказку «Рукавичка», детям предлагается подражать, как мышке и как волку. При проведении этого задания можно включить элементы соревнования: по очереди попросятся в домик несколько «мышек». Логопед и дети выбирают, у кого получилось жалобнее, кто больше похож на персонажа.
Постепенно задачи усложняются. Ребёнок выполняет действия и проговаривает слова за двоих персонажей. Например, просится в рукавичку как волк, и тут же отвечает за персонажей, кто уже в ней поселился.
Л. В. Артемова отмечает, что в ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняется и активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В ходе театрализованных игр дети подражают высказываниям, поступкам и действиям персонажей. Т. Н. Зелинская пишет, что благодаря этому происходит формирование позитивных эмоциональных отношений в коллективе, выразительность речи приобретает «окраску свободы самовыражения и идентификации себя через призму положительных характеристик персонажа».
Постановка театрализованных представлений способствует интонационной выразительности в части передачи логического ударения, что является важным направлением в логопедической работе с детьми с минимальными проявлениями дизартрии.
Логопед произносит фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например, «Коля, передай сумку», «Коля, передай сумку». Логопед обращает внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. В дальнейшем необходимо продолжать эту работу с детьми на фрагментах из театрализованных игр, например «Посадил дед репку», «И стала Федора добрей» и т. д.
Театрализованная деятельность положительным образом влияет на эмоциональный фон ребёнка. Она способствует раскрепощению, устранению внутренней зажатости и закомплексованности.
Для развития интонационной окраски и фонационного выдоха можно работать на материале стихотворений. Логопед читает четверостишье с разными интонациями и просит детей повторить. При этом инструкция может быть разной: повторить стихотворение с той же интонацией или найти новые варианты интонации, например: удивленно, насмешливо, грустно, весело. Важно следить, чтобы каждую строчку стихотворения ребёнок произносил на одном выдохе, а постепенно можно удлинять речевую продукцию.
М. И. Кашкина отмечает, что в ходе театрализованной деятельности ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Применяя выразительные средства и интонации, соотносимые с характерами героев и их поступков, ребёнок говорит четче, чтобы все его поняли. Речь становится выразительной, красивой, грамотной.
Таким образом, подчеркивая важность применения логопедом театрализованной деятельности, можно с уверенностью говорить о ней как об инструменте коррекционного воздействия, позволяющем осуществлять преодоление у дошкольников со стёртой дизартрией нарушения интонационной окраски.