Вера Демина
Методика развития детского музыкального творчества у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
2я МЛАДШАЯ ГРУППА :
Программное содержание музыкальных занятий этого возраста направленно на развитие следующих навыков у детей : умение слушать произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте, замечать изменения в звучании (тихо-громко, петь не отставая и не опережая друг друга; в танцевальных движениях кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами; различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Публикация «Методика развития детского музыкального творчества у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО :
Подбирая музыкальный репертуар для данного вида детского музыкального творчества, необходимо помнить о задачах программного содержания для этого возраста, это:
- способствовать развитию певческих навыков : петь без напряжения в диапазоне РЕ – ЛЯ
- развивать голос, формируя естественное детское звучание
- петь в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова
- передавать характер песни (весело, протяжно, ласково)
Методы и приемы обучения пению должны основываться на принципах наглядности (наглядно – зрительный, наглядно – звуковой) и доступности, и быть направленными на игровую форму разучивания. Здесь можно использовать упражнения в виде этюдов на воображение, ритмических этюдов, звукоподражание на звуки определенной высоты (котенок большой и маленький и др.)
До разучивания песни необходимо сформировать у ребенка целостное представление о её мелодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют ее характер и содержание, а затем идет работа над чистотой интонации: звукообразованием (по принципу «делай как я», дыханием, дикцией («проговаривание текста на высоком звучании). Вокальные навыки формируются в процессе работы над распевами. Сначала поются упражнения, попевки(«Позовите Степу», «Поздоровайтесь»). С целью достижения легкого и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу; используют упражнения для правильного формирования гласных, например, звук «а» - кукла плачет «а» или укачай мишку «а-а-а-а-а-а»…; звук «о» - курочка зовет цыплят «ко, ко, ко».
Для того, чтобы проявилась вокальная специфика песни и была решена учебная задача, следует использовать комплекс методических приемов, которые дополняют друг друга: подчеркнуто четкое начало исполнения песни, соблюдение ритма пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборотов; протягивание концов музыкальных фраз и т. д. В зависимости от поставленной задачи изменяет характер пения. В процессе обучения важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указания могут быть образные (обращены к детскому мышлению, эмоциям) и прямые (направлены на понимание детьми требований педагога).
Для чистого звучания песни необходимо соблюдать певческую установку, то есть правильную позу ребенка во время пения: дети сидят прямо и глубоко на стуле, прислонившись к спинке; не наклоняя корпус и голову вперед. Разучивание песни осуществляется, когда дети сидят на стуле. Стоя поют те песни, которые знакомы. Для того чтобы развивать детский голос, репертуар должен отвечать следующим требованиям: ясность ладового строения мелодии; доступность текста для пения и мелодии голосовым возможностям детей. При этом не надо торопиться с расширением диапазона песенного репертуара.
В целях развития песенного исполнения детям предлагают творческие задания «Позови кошечку», «Курочка и цыплятки», «Покачай и убаюкай куколку» и др.
МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО :
Музыкально-дидактические игры во 2й младшей группе более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Основной задачей является развитие у детей навыков передачи музыкальных образов, с помощью взрослых и самостоятельно. Для этого возраста используются игровые этюды с музыкой, этюды для передачи контрастных настроений по одному и тому же образу.
Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, обсуждает с детьми музыкальный образ. Следующим этапом является повторение игры вместе с воспитателем, и на последнем этапе дети уже смогут играть самостоятельно.
В целях развития музыкально-игровой деятельности детям предлагают творческие задания «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Птички летают» и др.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ :
Программное содержание этого вида музыкального творчества основывается на решении следующих задач:
- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах
-знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном, а также их звучанием.
Знакомство с инструментом нужно проводить таким образом, чтобы у детей возник интерес к нему, поэтому, вначале целесообразно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент был преподнесен в привлекательной форме. На занятии можно использовать только один инструмент. Так, знакомя детей с металлофоном, следует показать им пластинки, молоточек, сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песенку, предложить детям попробовать самостоятельно извлечь звуки. В ходе обучения игре на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма и музыкального слуха. С этой целью проводятся музыкально-дидактические игры («Тикают часики», «Шуршат листики»). В качестве музыкального репертуара рекомендуются народные мелодии.
Если программные задачи будут решены в полном объеме, то музыкальная активность детей проявится в следующем: они заинтересованно слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, умеют передавать элементарную ритмичность во время подыгрывания на инструментах, импровизировать на ударных инструментах.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО :
Основным задачами детского танцевального творчества этого возраста являются :
- учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко-тихо)
- самостоятельно реагировать на начало звучания музыки и ее окончание
- развивать умение кружиться в парах
- стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии
В целях эффективного развития музыкально-ритмических и танцевальных движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций : обучение должно начинаться с восприятия музыки танца, разучивание начинается с показа. Следует добиваться правильного и выразительного выполнения движений. Для этого педагог использует образные сравнения («идем как солдаты», «прыгаем как зайцы», помогающие детям передавать характер движения.
В процессе разучивания музыкально-ритмических и танцевальных движений в этом возрасте следует использовать такие методические приемы, как: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.
Репертуар может быть разножанровым: Русские народные мелодии, «Вышли куклы танцевать», «Парный танец» на классическую музыку, и др.
В возрасте от четырех до пяти лет необходимо развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Дети уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться во все виды музыкальной деятельности.
В основном используются следующие методические приемы :
- показ
- наглядные и игровые методы
Эти приемы позволяют решить следующие задачи:
- вызвать интерес, активность и эмоциональное отношение к деятельности
- развить навыки самостоятельного поиска выразительных средств художественного образа
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО :
Методы и приемы обучения пению в этом возрасте направлены на развитие таких навыков, как:
- уметь самостоятельно сочинять мелодию колыбельной
- уметь импровизировать мелодии на заданный текст
- узнавать песни по мелодии
- различать звуки по высоте (в пределах сексты)
- умение петь протяжно, четко произносить слова
- умение вместе начинать и заканчивать пение
Для правильной организации работы над песней необходимо знать возможности и особенности детей, их голосовой диапазон и на каких звуках им удобно петь. В данном возрасте диапазон составляет «до» - «ля» первой октавы. Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог должен вселять в них уверенность в том, что у них все получится, при этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевая начальные звуки песни с последующим их повтором детьми. При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, лю, лё, ли, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия, произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.
Когда затруднено пропевание какого-либо интервала, можно поупражнять детей и использовать характерную интонацию для выраженного в песне художественного образа. Например, если разучивается песня «Кукушеча», муз. М. Краева, то используется звукоподражание «ку-ку».
Для развития координации голоса и слуха используются попевки и песни, состоящие из слоговых сочетаний, но петь необходимо ьез сопровождения. Целесообразно детям давать музыкальные дидактические игры для различения звуков по высоте (например, «Эхо», муз. Е. Тиличеевой).
Песенное творчество рекомендуется развивать с помощью заданий, направленное на самостоятельное сочинение мелодий: «Спой собственную колыбельную», «Допой песенку» и др. Для этого можно использовать прием вопросно – ответного пения: «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь кошечка?», «Где ты?», и др.
МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО :
Здесь важно:
- способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и сценок («кружатся листочки», «падают снежинки», «встретились кот и лиса», используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, волк сердитый).
- обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей («Козлята и волк»).
В среднем за год разучивается 10-12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ :
Основные задачи:
- развивать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне
- развивать метроритмические способности
Методика игре на инструментах состоит из следующих этапов:
- знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента в виде сказки)
- постановка корпуса и рук
- освоение основных приемов звукоизвлечения
- разучивание музыкального произведения
Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко, мышцы кисти рук не должны быть напряжены. Основным способом звукоизвлечения является удар, который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и его воспроизведение, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий.
Необходимо придерживаться некоторым правилам разучивания игры на музыкальных инструментах :
- прослушивание
- разучивание узнанного произведения
- объяснение четкой постановки задачи
- показ
Формировать умение подыгрывать, распознавать инструменты на слух, ввод переклички, обучение глиссандо («гномики бегут», умение играть на металлофоне на одном – двух звуках («гномики идут», также являются неотъемлемой частью задач по развитию навыков игры на детских музыкальных инструментах детьми средней группы.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО :
Основные задачи детского танцевального творчества этого возраста направлены на :
- продолжение формирования навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки
- умение самостоятельно менять движения в соответствии с 2х-3х частной формой музыки
- совершенствование танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах
- умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах
- умение импровизировать с условием запаса устойчивых двигательных навыков в области музыкально- ритмического движения
На занятиях, с помощью игровых методов и приемов, необходимо обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Это могут быть танцы с предметами на музыку разного характера («Танец с игрушками», «Танец с цветами», «Танец с платочками», и т. п.).
В этом возрасте детей уже можно учить инсценированию несложных песен и плясок, при этом необходимо вызвать желание у детей проявить свою творческую активность с помощью вышеуказанной атрибутики, состоящей из шапочек, ленточек, и т. д. («Лиса и гуси», «Воробей»).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. - «Программа воспитания и обучения в детском саду» ; Москва, Мозаика-синтез, 2009г.
2. Зацепина М. Б. – «Музыкальное воспитание в детском саду» ; Москва, Мозаика-синтез, 2008г.
3. Радынова, О. П., Катанене А. И., Палавандишвили М. П. – «Музыкальное воспитание дошкольников»; М. : Просвещение, 1994