Татьянина Наталья
Методика работы над действующими лицами художественного произведения
▼ Скачать + Заказать документы
Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы.
Публикация «Методика работы над действующими лицами художественного произведения» размещена в разделах
В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.
Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.
При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.
При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.
В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.
Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения. Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).
Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность. Яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.
Полнота и глубина восприятия зависит от:
степени сложности самого произведения,
прежнего литературного и жизненного опыта читателя,
развития его воображения и чувств,
активности ребенка в процессе чтения.
Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах.
Выделяют три этапа работы над художественным произведением :
1. Первичный синтез.
2. Анализ.
3. Вторичный синтез.
Задачи первичного синтеза:
- познакомить с конкретным содержанием произведения;
- выяснить эмоциональное воздействие произведения.
Задачи этапа анализа:
- установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;
- выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;
- раскрыть композицию произведения;
- проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.
Задачи вторичного синтеза:
- обобщить существенные черты действующих лиц;
- сопоставить героев и оценить их;
- выявить идейную направленность художественного произведения;
- оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства).
Работа, предшествующая чтению художественного произведения.
Задачи работы :
Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения.
Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой.
Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов.
Приемы подготовки:
1. Компенсирование несформированности правильного типа читательской деятельности.
1) беседа: используется в том случае, если дети уже владеют знаниями по теме чтения и у них есть читательский опыт. В беседе следует опираться на личный и читательский опыт детей.
2) рассказ учителя: целесообразен тогда, когда тема чтения мало знакома детям.
Иногда нужно сочетать беседу и рассказ, например при ознакомлении с новым жанром былины. Беседуем об устном народном творчестве, об особенностях сказок, рассказываем о былине как особом фольклорном жанре. Используются загадки, репродукции, картины, слушание музыки. Это создает особую эмоциональную атмосферу.
3) знакомство со словарными словами. Словарная работа складывается из следующих компонентов:
- лексическая работа (объяснение значений незнакомых детям слов);
- работа по предупреждению ошибочного чтения (чтение трудночитаемых слов);
- работа над изобразительно-выразительными средствами.
Нужно объяснить значение слов, незнание которых может привести к непониманию общего смысла текста, лексическое значение большинства слов можно уточнить через контекст.
Для объяснения значений слов могут быть использованы следующие приемы:
- подбор синонимов,
- подбор антонимов,
- развернутое описание,
- показ предмета или его изображения,
- через словообразовательный анализ,
- по сноске в книге для чтения или по словарю.
2. Формирование правильного типа читательской деятельности (умение прогнозировать содержание текста).
1) работа с заголовком
2) работа с фамилией автора
3) работа с иллюстрацией
4) вычленение ориентирующих слов: проводится при рассмотрении того, как напечатан текста хрестоматии. Разделен ли на части, есть ли подзаголовок. Нужно учить детей читать первое и последнее предложение текста.
Первичное восприятие содержание произведения.
Приемы первичного чтения:
- чтение учителем вслух,
- чтение текста специально подготовленными детьми,
- чтение текста детьми по цепочке,
- комбинированное чтение (учитель и вызванные ученики читают текст попеременно; учитель выбирает диалоги, описательные отрывки, начало произведения и его заключительные строки, отрывки, наиболее трудные для чтения с технической стороны, содержащие подтекст, кульминационные моменты,
- использование грамзаписи (для знакомых произведений,
- прием сопоставления различных интонаций,
- чтение на фоне музыки,
- учитель останавливает чтение на кульминационном моменте или на проблемном и предлагает детям подумать о том. Что будет дальше, чем разрешится ситуация.
Проверка первичного восприятия.
Это выяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и проверка понимания ими общего смысла произведения.
Прием работы – беседа (не более 3-4 вопросов, которая должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.
Содержание беседы:
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало смех?
- Когда было жалко героя? и т. д.
Можно поставить вопрос так, чтобы он давал простор для самовыражения учащихся:
- Что вы можете сказать об этом произведении?
- Поделитесь своими мыслями и чувствами.
Можно использовать иллюстрацию.
Беседа может завершиться проблемным вопросом.
Характеризующие черты проблемных вопросов:
- наличие противоречий и возможность альтернативных ответов,
- увлекательность,
- емкость, т. е. способность охватить широкий круг материала.
Постановка проблемного вопроса сделает анализ произведений естественным и необходимым. Он целесообразен при чтении произведений, где есть ситуации. Предполагающие различные понимания героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем.
Анализ художественного произведения.
Это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.
Интерпретация – присвоение смысла произведения себе. Анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает ее. Интерпретация возможна только на базе предварительного анализа. Поэтому задача учителя – через анализ подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учеником.
Основные принципы анализа художественного произведения.
Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.
Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие.
Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.
Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения.
Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.
Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного перечитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы. Требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию.
В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей. То есть анализ способствует решению основной задачи школы – развитие личности ребенка.
Аналитическая беседа.
Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы литературного произведения, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного.
В ходе беседы идет разбор компонентов текста при целостном анализе (сюжет, композиция, система образов, языковые средства и т. д.).
Обязательно перечитывание текста разными приемами:
- чтение вслух,
- чтение про себя,
- чтение шепотом,
- чтение по частям,
- выборочное чтение,
- поисковое чтение (все прочитывается молча, а нужное – вслух,
- хоровое чтение (прочитываются главные строки,
- чтение по цепочке,
- тренировочное чтение,
- выразительное чтение.
Анализ ведется по логически законченным частям. Части определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят по книге. После завершения чтения идет анализ прочитанной части.
Анализ организуется по трем уровням: фактическому (событийному, идейному (подтекст) и уровню собственного отношения к прочитанному (интерпретация).
Приемы анализа:
1. Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту.
Вопросы должны быть целенаправленными и должны ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя.
Типы вопросов:
- на выявление фактического содержания произведения (события, герои, предметный план);
- на выявление причинно-следственных связей;
- вопросы, ведущие к оценкам, обобщениям;
- вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся;
- вопросы, привлекающие внимание детей к особенностям художественного произведения.
2. Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту.
3. Прием выборочного чтения.
Это чтение части текста в соответствии с заданием. Задание может быть направлено на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей.
Выборочное чтение может быть разной степени сложности. Наиболее простой вариант – искомая часть текста представляет собой ответ репродуктивного характера. Усложненный вариант – выборочное чтение связано с поиском частей текста, объединенных тематически. Самый сложный вариант – когда в основе выборочного чтения лежит подбор материала, связанный причинно-следственными отношениями, требующий сравнения фактов, обобщения.
4. Прием стилистического (языкового) анализа текста.
Стилистический анализ – это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств. Писатель ищет слово, которое точно выражает его мысль. Для этого он использует обычные, повседневные слова, но поставленные в определенные сочетания с другими словами, они приобретают особую эмоциональную окраску, создают образ. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства автора. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают понять образный смысл произведения. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте. Возможен стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом. Можно сопоставить первоначальный и окончательный вариант одного стихотворения и попытаться объяснить, почему автор внес измерения.
Анализ художественный образов.
Анализ художественного произведения – это работа над образами в их взаимодействии.
Последовательность анализа художественных образов :
Так как в детской литературе основным образом является образ-персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет. Характер героя проявляется в действии, героя характеризуют также его речь, ремарки автора, портрет и т. д.
Рассматриваются взаимоотношения героев. При этом важно, чтобы дети поняли мотивы поведения действующих лиц.
Если в произведении есть пейзаж или интерьер, рассматривается их роль в тексте.
На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения; понимание идеи приближает нас к осознанию позиции автора.
Работа над действующими лицами произведения.
Основные методические положения анализа действующих лиц :
В образе типичное и индивидуальное выступает в единстве. Дети должны воспринять действующее лицо как представителя определенной эпохи, группы людей, и, в то же время, как отдельного человека с его характерными особенностями.
В герое выделяются его основные ведущие черты, которые объясняют мотивы поведения и позволяют понять образ в целом. В то же время дети учатся видеть героя во всей сложности и противоречивости его характера.
Пониманию образа-персонажа способствует выяснение авторского к него отношения.
Важным условием эффективности работы над образом является сопереживание читателя, его отношение к персонажу. Обязательно выявление собственного отношения детей к образу персонажа.
Этапы работы над образом-персонажем:
Произведение только что прочитано. Дети высказывают о действующих лицах свое целостное впечатление, чаще всего эмоционального плана.
Конкретизация первоначальных представлений. Дети учатся отбирать материал о действующих лицах.
Заключительный этап. Обобщается подобранный материал, составляется рассказ о герое.
Приемы работы над образом-персонажем:
1) Учитель называет качества персонажа, а дети приводят примеры, их подтверждающие.
2) Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя.
3) Дети читают текст по частям и в ходе анализа выясняют, что нового из прочитанной части узнали о герое.
4) Сопоставление героев одного произведения или произведений, близких по тематике.
Для выявления авторского отношения к действующим лицам используются следующие приемы:
А) Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а дети подтверждают это с помощью текста.
Б) Учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя. Дети расшифровывают то или иное действие, выражение лица, интонацию героев, и на этом основании определяется отношение автора.
В) Из текста исключаются слова, выражающие авторскую оценку.
Г) Если нет авторских ремарок, дети их вместе с учителем придумывают.
5. Иллюстрирование текста.
Иллюстрирование текста может быть словесным и графическим.
Словесная картинка статична. Ошибка детей состоит в том, что словесное рисование они часто подменяют пересказом. Словесное рисование требует точного выбора слов, поэтому, готовя детей к словесному рисованию, нужно делать языковой анализ текста. Обсуждая воображаемую картину, учитель задает детям вопросы:
- Что будет нарисовано?
- Как мы расположим объекты на картине? (на переднем плане, слева, справа, вдали, в центре)
- Какие позы выберем для людей, выражение лица?
Работа с текстовой иллюстрацией.
1. Иллюстрация используется для предвосхищения содержания текста.
2. После анализа можно вернуться к иллюстрации повторно, обратив внимание на детали. Возможны вопросы:
- Какой момент рассказа изобразил художник?
- Как догадались?
- Почему художник так изобразил?
- Верно ли показал место действия?
3. Сопоставление иллюстраций и текста.
Виды заданий:
- Подобрать рисунок к тексту.
- Найти в тексте подписи к картинке.
- Сравнить рисунок и фрагмент текста или весь текст.
4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
6. Прием драматизации.
Формы:
1) анализ иллюстраций с точки зрения мимики и пантомимики изображенных на ней героев.
2) постановка живых картин. Живая картинка – это момент из художественного произведения, запечатленный в позах, выражениях лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.
3) чтение по ролям. Определение количества действующих лиц – чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц – определение необходимости чтения слов автора – анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц – определение интонации – выбор чтецов – анализ прочтения – повторное чтение по ролям.
4) драматизация развернутой формы: анализ содержания и языка произведения (воссоздание обстановки, перечисление действующих лиц, описание их характеров, внешности, речи) – определение порядка действий и мотивов поступков героев – разработка мизансцен (расположение героев) – определение исполнительских задач, выбор выразительных средств – драматизирование наиболее важных или сложных моментов – анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи произведения и общей выразительности – заключительный показ – анализ.
Работа на этапе вторичного синтеза.
Это обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
Нужно уточнить идею произведения и помочь детям осмыслить их читательские позиции.
Виды работ :
А) беседа
Б) выборочное чтение
В) соотнесение идеи произведения с пословицами
Г) заключительное слово учителя
Перечитывание – обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей:
Подготовка к чтению по ролям.
Подготовка к пересказу.
Подготовка к отборам материалов характеристики героев.
Творческие работы по следам прочитанного. В них должно отразиться отношение детей к прочитанному. Творческая деятельность организуется как на уроке, так и вне его.
Виды творческих работ :
- выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения,
- графическое иллюстрирование,
- словесное рисование,
- творческий пересказ,
- чтение по ролям,
- драматизация.