Альфия Валиахметова
Методика работы над дефектом оглушения согласных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы с дефектом оглушения согласных звук.
Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фонемы различного способа и место образования, твёрдые и мягкие, является воспроизведение их ввиде соотвественных парных глухих (самок-замок, шук-жук и т. д.)
Дефекты оглушения могут возникать при : снижении физического слуха, несформированности фонематических процессов, нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами. Этот недостаток отоносится к числу фонологических, и часто тяжело отражается на усвоении письма.
Публикация «Методика работы над дефектом оглушения согласных звуков» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Если озвончение нарушено полностью работа начинается с щелевых звуков при том с наиболее простого по артикуляции среди них со звука[в]. После него переходит к звукам [з, ж], а затем уже взрывным звуком в последовательности [б-д-г].
Начинать работу стоит с подготовительных упражнений:
1. Поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и выдохе (сначала логопед, потом сам ребёнок или совместно с логопедом).
2. Сопостовление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, как и длительного.
Все эти упражнения следует производить при тактильно - вибрационном контроле со стороны ребёнка. (Ребёнок одну руку кладёт на шею логопеда, а другую на свою шею). Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых связок.
Ризанирование звучащего голоса можно уловить, прикладывая ладонь к темени, а также ладони обеих рук или к ушам, или к щекам. Эти упражнения являются хорошей гимнастикой голосовых связок и приводят к умению включать голосовые связки, т. е. произвольным их смыканию. И тактильно вибрационное ощущение становится надёжным контролем при диференциации звонких и глухих звуков.
Иногда, непосредственно в процессе этих упражнений удаётся получить первый звонкий звук. После его закрепления часто оказывается возможным последовательно поставить и остальные звуки.
Полезно сопоставить переход от глухого звука к звонкому в отношении всех шести пар. Это поможет переносу усвоенного навыка с одной пары на другую. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одной из соноров [м], [н],р],[л ]( например: мммба, нда) или применив сочетание звонкого звука, которую нужно вызвать с одним из соноров и гласных ( например: адма, адра.)
Не всегда удается начать постановку озвончения с группы щелевых, т. к иногда на ряду с дефектами озвончения обнаруживается тот или иной вариант сигматизма. В этих случаях приходится сначала поставить звуки [с] и [ш] и только тогда озвончать их.
Не всегда предваритальное озвончение звуков [ф], [с], [ш], обеспечивает озвончение взрывных теми же приёмами. Для этих случаев разработаны специальные приёмы постановки звука [в]. Ребёнку предлагают дуть сквозь сближенные, но не сжатые губы при некотором раздувании щёк. Затем к дутью добавляется голос, получается длительное, углублённое [в]. В это время, логопед прикладывает свой указательный палец в горизонтальном положении к нижней губе ребёнка и произведя лёгкие движения верх и вниз, вызывает смыкание и размыкание губ. Получается звучание звука [б].
Очень полезно научить ребёнка самостоятельно получать звук при помощи пальца, что даёт ему возможность упражнятся и дома. Обычно очень быстро удается получить, способом подражания, слоги с различными гласными (аба, обо, убу, ыба).
Роль механической помощи постепенно снижается, скоро оказывется возможным отказаться от неё и проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи без неё. (Способ профессора Ф. А. Рау).
По мере укрепления звука [б], облегчается и постановка звуков [д] и [г] при помощи выше указанных приёмов.
После того, как получен любой из звонких согласных звуков, следует приступить к его автоматизации в словах и фразах. Работа должна быть довольно длительной и систематической. Длительно следует проводить все упражения, держа руку для контроля у горла и несколько утрируя звучания голоса в звонких звуках. После того, как звонкий звук достаточно автоматизирован, следует приступить к его дифференцации с парным глухим. Дифференцации звуков также производится на материале слогов, слов и фраз.
Заключительным этапом в работе будет разучивание с детьми стихов, скороговорок, пересказывание разных текстов.
Усвоение звука [б] служит базы для постановки звука [д]. Прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребёнку, держа руку у гортани, произнести такие пары слогов: фа – ва, са – за, ша – жа, па -ба, та-да. Если таким способом не удастся вызвать звук [д], то надо попробовать достичь этого путём произнесения словом да вслед за рядом предшествующих слогов с фонемой [б] (ба- ба- ба -да, пользуясь при этом контролем над вибрацией гортани. Не редко в таких случаях звук [д] получается, как по инерции.
В тех случаях, когда и этот приём не позволяет добиться успеха, следует воспользоваться следующим способом. Произносятся слоги ба –ба -ба. Затем те же слоги произносятся при просунутом между губами языком. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [б] и [д]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными. Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произношения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцем приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмётся к верхним зубам и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное. При очень редких зубах межзубное [д] может не получиться, из-за утечки воздуха в щели между резцами верхней челюсти. В таких случаях от межгубного [д]. следует переходить прямо к зазубному. Наличие фонемы д служат предпосылкой постановки третей звонкой взрывной фонемы г, которая не редко получается в результате сопоставления таких пар слогов: па -ба, та-да, ка-га.
Можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов: бадага, дадага)
Все упражнения проделываются с контролем над вибрацией гортани, путём прикосновения к ней, кисти руки.
Если оба приёма окажутся недостаточными, то следует применить механический способ поставки [г] от [д], с помощью шпателя.
Добившись воспроизведения звонких взрывных согласных, необходимо упражнения на материале разнообразных слогов, слов и фраз и закрепить их в речи, отдифференцировать от парных глухих.