Елена Фоменко
Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первый год жизни. В первые месяцы жизни ребенок проявляет активность в процессе слушания пения взрослого или инструментально исполненной мелодии. Вначале эта активность непроизвольна, но постепенно двигательная реакция на музыку становится произвольной, и дети начинают вслед за воспитателем повторять несложные движения. Возможность двигаться под музыку увеличивается, с общим развитием и ростом малыша. Ребята осваивают некоторые плясовые элементы: хлопки в ладоши, взмахи рукой, легкие полуприседания, ударяют рукой по бубну и. т. д. Они выполняют простые игровые движения, связанные с содержанием песни, потешки («коза идет», прячутся, закрывая лицо руками,«ладушки»). К концу первого года жизни дети могут отличать мелодии спокойного и веселого характера, слушая первую и оживленно действуя под веселую.
Публикация «Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей раннего возраста» размещена в разделах
Второй год жизни. Малыши пробуют ходить, плясать под соответствующее музыкальное сопровождение, хотя движения эти ещё мало согласованы, плохо координированы. Программа музыкально-ритмического воспитания детей этого возраста включает освоение некоторых движений под музыку : ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и. т. д., повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Необходимо привлекать внимание малышей к тому. что играть и плясать следует под музыку, а с её окончанием прекращать движения. Вырабатывая элементарную ритмичность, воспитатель приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой», похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой.
Музыкально – ритмический репертуар. Например, под марш Е. Тиличеевой «Вот как мы умеем», дети учатся ходить под музыку; под веселую русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» осваивают плясовые движения : притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук.
Игры и пляски строятся на сопоставлении музыки контрастного характера, как, например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую – весело топают ногами)
Методы и приемы. Первое время воспитатель управляет движениями рук и ног малыша, давая ему возможность ощутить необходимую ритмичность. Когда ребенок начинает сидеть, воспитатель берет его за руки и танцует вместе с ним. Научившись стоять, дети под веселую музыку начинают приплясывать. Методика разучивания игр, плясок, упражнений с детьми второго года жизни включает: подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа.
Для активизации детей, пробуждения интереса к движениям под музыку широко применяются разнообразные игровые приемы, используются игрушки. Например, в гости к детям приходит мишка, который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Используются игровые действия с предметами: под музыку дети машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками.
Разучивая пляску, педагог исполняет её (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных побуждает двигаться самостоятельно. Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней участвовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки, он говорит: «Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей, зовет: «Идите со мной плясать!»
К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.
Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить и под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).