Лидия Пудова
Актуальность целостного процесса приобщения детей дошкольного возраста к певческой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пение всегда являлось одной из главных традиций на Руси. Оно сопровождало человека в различных жизненных ситуациях: и в горе и в радости. И сейчас, когда наблюдается возрождение пения, певческая деятельность должна стать частью повседневной жизни детей в детском саду, в семье. Вокальное искусство деятельность создает атмосферу самовыражения, вызывает радость от коллективного исполнения, наполняет энергией творчество, оказывают влияние на формирование духовно- эстетической потребности дошкольников. Важная роль в решении этого вопроса принадлежит музыкальному руководителю. Лишь продуманный, систематический образовательный процесс в регламентированной и нерегламентированной деятельности, создание муз- образовательной среды в группе, а так же осуществление связи с семьёй может обеспечить полноценное освоение дошкольниками основ певческой деятельности.
Публикация «Актуальность целостного процесса приобщения детей дошкольного возраста к певческой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ об утверждении ФГОС ДО. На основе требований ФГОС к дошкольному образованию, заложены основные принципы:
1) поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развития человека.
2) личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых.
3) уважение личности ребёнка
4) реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающий художественно- эстетического развития ребёнка.
Поэтому важно обеспечить стабильное качество певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Для этого при работе с дошкольниками мною были поставлены следующие задачи:
• содействовать овладению детьми певческой деятельности (это знания, умения, навыки)
• использовать активно в певческой деятельности азбуку ручных знаков (по программе «Камертон»)
• максимально развивать песенное творчество в детском саду и семье.
• способствовать охране голоса ребёнка
Сформулировать пути развития музыкальных способностей детей помогает проведение мониторинга музыкальности и качества певческой деятельности детей. При проведении мониторинга руководствуюсь программой «Камертон» Э. П. Костиной, где прописаны все критерии качества освоения ребёнком певческой деятельности.
Целостный процесс приобщения детей дошкольного возраста к певческой деятельности предусматривает три направления:
1. восприятие певческой деятельности
2. обучение азбуке певческой деятельности
3. песенное творчество.
Чтобы успешно их реализовать, в своей работе я опираюсь на принципы:
• целенаправленность
• систематичность
• плановость
Работа с детьми проводится в различных формах организации музыкально- образовательного процесса певческой деятельности. При проведении регламентированной деятельности (музыкальное занятие) в зависимости от возраста работа идёт в двух направлениях – над техникой и над выразительностью исполнения. Здесь особо уделяю внимание формированию следующих певческих умений :
• умение артикуляции (дикции)
• умение выразительности
• слуховое умение
• дыхание
• звукообразование
На занятии стараюсь использовать приёмы активизации детей. Это :
проблемная ситуация (Я забыла мелодию, напомните мне,
мотивация (петь для кого-то, встретить героя сказки,
совместный способ решения (как будем петь с солистами или вместе,
оценка педагога,
оценка детьми и т. д.
Нельзя забывать и о физическом состоянии ребёнка. Здесь использую здоровье сберегающие технологии:
• самомассаж (губы, язык)
• артикуляционная гимнастика
• дыхательные упражнения
• распевание с помощью ручных знаков
Важно правильно подобрать репертуар. В подборе репертуара учитываю все художественно –педагогические требования, а также возрастные особенности воспитанников, круг интересов ребёнка. В младшем возрасте предлагаю детям песни про семью, дом; детям среднего дошкольного возраста - песни про детский сад; старшие дошкольники с интересом воспринимают образ родного Нижегородского края; дети подготовительной группы любят и с удовольствием исполняют песни о Родине.
Закрепление, совершенствование полученных певческих умений и навыков проходит на
праздниках, развлечениях.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к певческой деятельности проводится и в процессе нерегламентированной деятельности. Это
1) самостоятельная муз. деятельность детей в группе
2) сотрудничество с воспитателями (файловые папки с указанием действий)
3) сотрудничество с семьёй (совместное участие родителей с детьми в конкурах «Супер Мама»; «Мой папа»)
4) Сотрудничество с социумом (периодические посещения воспитанниками детского сада концертов музыкальной школы, просмотр спектаклей городского кукольного театра)
Одно из главных условий приобщений к пению в группе является создание музыкальной среды с достаточным количеством пособий по восприятию, исполнительству и песенному творчеству. Родителям предоставляем возможность не только знакомиться с оборудованием в группе музыкальной среды, но и поиграть в месте с детьми в «музыкальный конструктор», моделируя знакомую песню, музыкально- дидактические игры.
В конце года проводится итоговая диагностика музыкальности и качества певческой деятельности. В результате подводим итог работы :
1) дети в достаточной степени владеют певческой деятельностью
2) дети хорошо владеют азбукой ручных знаков в певческой деятельности
3) дети стали эмоционально-творчески раскрепощёнными
4) на основе здоровье сберегающих технологиях обеспечена охрана голоса.
Таким образом, лишь продуманный, систематический процесс обучения детей певческой деятельности, создание певческой среды в группе и перенос певческой деятельности в нерегламентированную (совместно с воспитателем и самостоятельную) деятельность, связь с семьёй и окружающим социумом обеспечивает соблюдение целостного процесса приобщения дошкольников к певческой деятельности.