Светлана Белова
Обучение детей имитационным движениям
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов.
«Обучение детей имитационным движениям».
Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.
Публикация «Обучение детей имитационным движениям» размещена в разделах
После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают «актёры» («Чем отличаются Лиса - Таня от Лисы — Алёнки?» и т. д.)
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (Речь, напев. Мимика, движения).
Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься» в теремок так, Как просилась Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок»)‚ после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действия за каждого). Ит. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово) : «Дай мне куклу», «Мама, пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонацией (приветливо, небрежно, просящее‚ требовательно и т. д.) при этом не забывайте, что интонации воспитателя - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивления, злость и др.) и способами их невербального и вербальному выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способности его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.
Решению этой задачи способствует задания типа «Разные настроения» (по карточкам - пикгограммам, чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка»; Е. Чарушин «Страшный рассказ»; Н. Носов «Живая шляпа» и др.); дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин; прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др., упражнения типа «Я радуюсь, когда.» и т. д.
Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.
Особое внимание детей нужно обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместно обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (З — 5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием невербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:
• введение в тему, создание эмоционального настроения;
• театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.