Людмила Никонова
К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа
▼ Скачать + Заказать документы
«… основа для счастья и гармонии – это духовность.
Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ,
Защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего».
(из Послания 1-го Президента ЧР Н. В. Федорова Государственному Совету ЧР)
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Публикация «К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Национално-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством чувашского народа; с изобразительным и декоративно- прикладным искусством Чувашии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Чувашии.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом в мире современности.
Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, детском саду. Это особенно важно для дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и её освоение с малых лет. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо прежде всего развивать эмоциональную восприимчивость, способность к сопереживанию. Сопереживать, сочувствовать, сорадоваться – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Сочувствие, отражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека – одно из первых пробуждающихся у ребенка гуманных чувств. Таким образом, педагогические методы и приемы, психологические задания и упражнения, используемые в процессе воспитания, должны способствовать развитию их эмоционально-положительного отношения к окружающему, умению войти в душевное состояние другого человека, понимать и принимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.
Большую роль в формировании у детей этих представлений и чувств играют приобщение дошкольников к культуре своего народа, развитие интереса к национальным традициям, разные виды искусства, в частности, устное народное творчество, народные праздники, народные игры, художественная литература – те произведения, в которых рассказывается об отзывчивости, сострадании, заботе об окружающих людях, помощи им, о дружбе, о добром отношении к животным. Букварь И. Я. Яковлева в этом смысле является богатым источником рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок, способствующих формированию гуманных чувств детей.
Так же окружающая нас природа гармонирует психоэмоциональное, физическое самочувствие человека, так и музыка, смягчая душу и улучшая характер, приводит в равновесие людские добродетели, развивает в людях гуманность, искренность, откровенность, справедливость; музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
Народное искусство таит в себе огромные воспитательные возможности. Он учит искренности и бескорыстию, заинтересованности и красоте человеческого отношения к окружающей жизни, любви к родному краю и уважения к прошлому, помогает нам обрести новые жизненные силы, чтобы передать их подрастающему поколению. Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения к младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер; при этом развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях. Вопросами воспитания детей на народных традициях занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский).
Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требования с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».
Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинство русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В чувашских сказках дети также знакомятся с легендами о богатыре Улыпе, узнают о о традициях и обычаях, воплощенном в сказках, несущих доброту и отзывчивость. В сказках дают детям мудрые советы, прививают лучшие нравственные качества.
Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Бытовали такие поговорки: «Час в добре пробудешь, все горе забудешь», «Доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Они учили делать добрые дела и быть добрыми.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.
Работа с детьми предполагает обязательное проведение традиционных национальных календарно-обрядовых праздников. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к чувашскому народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка. Но игры не только развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Народные игры сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Народные игры включаем в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.
Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры – это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок может познать себя и наш мир сегодня. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Поэтому наша задача – передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме.