Получи документы

Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста

Кученкова Аня
Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста.

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой

Задачи:

- обобщать знания педагогов по художественной литературе;

- способствовать внедрению инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Публикация «Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Уважаемые, коллеги! В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Перед прочтением художественной литературы воспитатель готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям). Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Подготовка воспитателя к рассказыванию:

• воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения

• он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла

• намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами

• производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса)

• продумывает элементы артистического выступления перед детьми - мимика, жесты, отмечает места текста, которые будет петь.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

• •чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

• настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

• кукольный и теневой театр, фланелеграф;

Рассматривание картинок в книжке.

Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.

Малышам воспитатель в основном читает наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два или даже три раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки "Маша и медведь" можно спросить: "Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок? " - дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: "Сяду на пенек, съем пирожок". Воспитатель: "А что Машенька отвечала медведю? " - побуждает их вспомнить слова: "Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! ". Повторяя эти слова, дети лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова ее героев, и пусть пока повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы самостоятельного развития в более старшем возрасте.

После слушания сказок "Волк и козлята", "кот, петух и лиса" можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомой с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей - они начинают использовать их в своих играх.

Заключение

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Консультация для педагогов и родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет.

Консультация для родителей «Моделирование в процессе ознакомления детей с художественной литературой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Консультация.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами Методика ознакомления детей старшего.

Методика ознакомления с трудом взрослых детей младшего дошкольного возраста В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи.

Памятка для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой» Задачи по ознакомлению детей с художественной литературой: 1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к.

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой . Опыт работы Речь – одно из важных направлений в развитии ребенка. Она неразрывно связана с интеллектуальным развитием, служит основой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 17:04
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кученкова Аня в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД