Получи документы

Памятка для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой»

Инна Бирагова
Памятка для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи

по ознакомлению детей с художественной литературой :

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке.

Публикация «Памятка для воспитателей „Знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой“» размещена в разделах

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Структура занятия по художественному чтению и рассказыванию:

I. Вступительная или вводная часть - облегчает восприятие произведения : показ обложки или иллюстрации, беседа об авторе, жанре (со ст. гр, напоминание знакомых произведений.

II. Основная часть -

1. Выразительное чтение или рассказывание (эмоционально-насыщенное, передающее чувства, настроение).

2. Повторное чтение или рассказывание – небольшой текст - 1- 2 раза, объемный - отрывки, выборочно (о ком бы вы хотели послушать еще раз).

3. Вопросы по тексту (анализ произведения) :

- Кто больше понравился?

- Почему?

- Кто правильно (не правильно) поступил? Почему? Чем взволновал рассказ или сказка?

- Какие слова сами запомнились? Какая это история? Веселая или грустная? Хотел ли ты иметь такого друга?

- Если используется два текста, то даются вопросы на сравнение?

- Не следует задавать вопросы: Что делал герой? Куда пошел?

4. Рассматривание иллюстраций.

Находить героев произведения; замечать средства выразительности: жесты, расположение фигур, мимика; соотносить иллюстрацию к определенному отрывку произведения; производить сравнительный анализ двух иллюстраций разных художников - иллюстраторов.

III. Заключительная часть.

Дидактические игры, викторины, повторение заученных произведений, загадки, работа с книгой (обложка, автор, название, лист, страница, строчка, иллюстрация, правила работы с книгой).

Структура занятия по заучиванию стихотворения:

I. Вводная часть - подготовка к восприятию произведения : обращение к образной памяти, картины, иллюстрации, фотографии, игрушки, предметы и т. д.

II. Основная часть -

1. Выразительное чтение (без установки на запоминание, дает возможность целостно воспринять текст.

2. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

3. Небольшая разъяснительная беседа о самом стихотворении, о форме его чтения, уточнение словаря).

4. Последующее, выразительное чтение, обеспечивающее целостное восприятие текста.

5. Опрос детей :

-вначале вызываются дети, быстро запоминающие текст, чтобы обеспечить

-многократное прослушивание;

указание и разъяснение, иногда развернутая положительная оценка ответов ребенка;

-активное подсказывание, поощрение, детям, плохо запоминающим текст;

- заканчивается опрос, ярким эмоциональным исполнением.

III. Заключительная часть –

проводится по принципу тематического единства:

повторение выученных ранее стихов, слушание прозаического произведения, упражнения

по технике речи (сила, темп, интонация голоса, чтения по частям, по ролям, викторины,

дид. игры «Кто читает?» и т. д.

Литературные игры :

«Литературное лото»

Эта игра – одна из самых простейших,

позволяющих реализовать книжные знания детей.

1 вариант

Материал: карточки с изображением литературных героев.

Правило: игроки поочередно достают карточки

с персонажем и называют его характеристики.

Например: «Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -

круглый, вкусный и т. д.

2 вариант

Ведущий называет имя персонажа, а второй игрок – его характеристику (без карточек).

Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос, в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ, бросая мяч обратно.

Загадки «Вчера и сегодня»

Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?

Например:

предметы, с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния

Конек-горбунок (космическая ракета)

Ковер-самолет (самолет, вертолет)

Сапоги-скороходы (поезд)

предметы, с помощью которых показывали все, что делается на белом свете

наливное яблочко и серебряное

блюдечко (телевизор)

волшебное зеркало

предмет, который показывал путникам дорогу

клубочек (компас)

предмет, который освещал все вокруг

Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)

предмет, извещающий о том, что нападают враги

Золотой петушок (радиолокатор) и др.

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью, каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. С помощью, каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

4. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

5. В восточной сказке «Али- баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Сим-сим, открой дверь!»)

Дидактические игры:

«Один начнет - другой продолжит…»

«Отгадай мою сказку»

«Откуда я?» или «Из какого произведения отрывок?»

«К какому произведению иллюстрация?»

«Из рассказа, сказки или стихотворения (отрывок по жанрам)

«Чем закончился этот рассказ?

«В каких сказках встречаются эти герои?»

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей «Как правильно заучивать стихотворения с детьми дошкольного возраста» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ В методике развития речи особое место занимает работа, направленная.

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Консультация для педагогов «Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» г. Магнитогорска Консультация для педагогов «Ознакомление.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература - могучее действенное.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой . Опыт работы Речь – одно из важных направлений в развитии ребенка. Она неразрывно связана с интеллектуальным развитием, служит основой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 19:53
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Бирагова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД