Анна Шабарова
Взаимодействие с семьей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада – важное направление работы по развитию речи детей. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развитие каждого ребенка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, содержательно общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а также радоваться достижениям и успехам своего ребенка.
Публикация «Взаимодействие с семьей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги, как и в средней группе, выстраивают в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка группы, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Взаимодействие с родителями воспитанников группы осуществляется, прежде всего, в рамках специальных мероприятий, которые были организованы в средней группе.
1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящие в течении года;
2. Участие родителей в речевых традициях группы («Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»);
3. Работа воспитателей с подгруппой родителей, у детей которых обнаружены схожие (одинаковые) проблемы в речевом развитии;
4. Создание газеты для родителей по развитию речи детей;
5. Игротека в детском саду при участии родителей (по четвергам);
6. Работа по созданию специального фонда материалов, обеспечивающих развивающее взаимодействие родителей с ребенком в домашних условиях.
При этом в течении года воспитатели рассказывают родителям, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически.
В рамках развития словаря ребенка следует напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире :
просмотр семейного альбома;
рассказ о своей работе;
беседа о прожитом дне;
игровые упражнения «Зимние слова», «Вежливые слова», «Спортивные слова» и т. д.
Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Рекомендуется проводить с ребенком речевые игры:
речевые игры «Кто, что умеет делать?», «Измени словечко»;
«Поиграем-посчитаем» - согласование существительных с числительными;
По рекомендации педагогов родители проводят со своим ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. При этом родителям следует объяснить, что в старшем дошкольном возрасте работа со звуками, слова и т. д. является серьезной составной частью подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха родители упражняют ребенка в выделении первого звука в его имени, в именах окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.
Для развития фонематического слуха слова делят на слоги и определяют последовательность слогов.
Необходимо следить за правильным ударением при произнесении слов. Ребенка упражняют в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так» : взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи можно с помощью чистоговорок, скороговорок.
В семье заложены богатые возможности для развития связной речи ребенка. Родителям следует продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о событиях в семье и детском саду и т. д.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.