Галина Пустовалова
Методика обогащения словаря ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка:
• фонетики (состоит из звуков речи);
• лексики (обозначает какое-то явление действительности, то есть несет смысловую нагрузку);
• грамматики (существует в определенной грамматической форме).
В речи слово живет в определенном значении, в соответствующем грамматическом оформлении. Усваивать «просто слова» без фонетической оболочки невозможно. В детском саду изучение лексики родного языка ведется не в строго семасиологическом аспекте ( не ставится цель ответить на вопрос: «Что означает это слово?», а в аспекте ономасиологическом (цель – ответить на вопрос: «Как называется эта вещь?»).
Публикация «Методика обогащения словаря ребенка» размещена в разделах
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим. Слово входит в память не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому соответствует. Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам : ребенок трогает, осматривает предметы, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает. Предмет, на котором сосредоточено внимание, входит в сознание через пять чувств:
• слух;
• зрение;
• вкус;
• обоняние;
• осязание.
Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка. После того как чувственное восприятие предмета с помощью слов закрепилось в памяти ребенка, слово, называющее его, возбуждает все те чувства, которые испытывались при контакте с предметом. К примеру, ребенок слышит слово «елка», в нем сразу оживают все пережитые ощущений от праздника, появляются воспоминания о радости, восторге.
После усвоения чувственной основы слов ребенок начинает понимать его обобщающие значения. По этой причине обогащение словаря детей дошкольного возраста должно организовываться в процессе знакомства с окружающим бытом, трудом людей, природой. Воспитатель и окружающие взрослые должны общаться только посредством связной речи, грамматически правильно оформленной. Ребенка интересуют слова в той же степени, что и сущность предметов, которые они называют. При ответе на вопрос во время свободного общения с ребенком обогащается его словарь.
Словарь детей обогащается в живом речевом общении со взрослыми, при узнавании предметов, наблюдаемых в действительности или представленных на картинках. Следовательно, работа проводится практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или картинку. Этот метод используется в любом возрасте.
Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие предметы или явления, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов :
1. Говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово;
2. Произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;
3. Соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова;
4. Старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать, возможно, больше его грамматических форм.
Примерное количество слов, которые дети могут усвоить в течение недели: в группе третьего года жизни – 5 слов, четвертого года – 10 слов, пятого – 15 слов, шестого года – 20 слов, седьмого года – 30 слов.
Методы и приемы обогащения словаря детей
на специальных занятиях
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:
• Развивать понимание обобщающего смысла слова;
• Развивать понимание отвлеченного смысла слова;
• Развивать понимание отношений «целое и его часть»;
• Развивать языковое чутье в области морфологии;
• Добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;
• Развивать стилистическое чутье;
• Добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры.
Приведем пример некоторых видов упражнений, способствующих обогащению речи детей разных возрастов. Возраст указан тот, с которого данный прием работы становится доступным ребенку. Но если в этом есть потребность, работа обязательно должна быть продолжена (уже индивидуально) и на следующей возрастной ступени (например, при задержке речевого развития ребенка).
Упражнения, развивающие у детей от 2-х лет понимание обобщающего смысла слов :
• д/и «Найди похожие предметы» (игрушки);
• д/и «Найди по действию»;
• д/и «Переоденем кукол».
Упражнения для детей от 3-х лет, развивающие понимание отношения «целого и его части» :
• д/и «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник);
• д/и «Кукла Оля обедает»;
• упражнение «Назови части».
Упражнения для детей от 4-х лет, развивающие понимание смысла слов с родовым значением :
• д/и «Уточни слово»;
• упражнение «Дай общее название»;
• «Дай три названия и больше».
Упражнения детям от 5-ти лет для развития языкового чутья в области морфологии:
• упражнение «Что добавлено к слову?»;
• «Почему так назвали?».
Упражнения для детей от 6-ти лет для усвоения антонимов:
• д/и «В зоопарке» (усвоение антонимов большой – маленький, антонимов длинный – короткий);
• д/и «У кого какой хвост?»;
• д/и «У кого какие уши?».
Рекомендации по усвоению антонимов:
1. Антонимы низкий - высокий, узкий - широкий, мелкий - глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк.
2. Усвоение антонимов вниз (внизу) - вверх (вверху, вперед - назад, далеко - близко надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом («Далеко (близко) идет автомобиль», «Кто бежит впереди, а кто сзади?», «Мяч летает вверх и вниз»).
3. Усвоение антонимов – однокоренных глаголов: входить - выходить, вбегать - выбегать, загибать - разгибать и т. д.
Упражнения для детей 6-7 лет для усвоения приставок, упражнения развивающие стилистическое чутье:
• д/и «У нас в гостях Незнайка»
• д/и «Мальвина учит Буратино вежливости»
• упражнение «Точные слова».
Кроме дидактических игр и упражнений используются словесные упражнения и игры. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. На первых занятиях выполнение упражнения протекает в медленном темпе, т. к. воспитателю часто приходится исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять.
В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ. Можно использовать мяч, а также некоторые другие игровые приемы.
В словесной игре очень важно правильно объяснять ее содержание (объяснение обычно включает 2-3 примера выполнения задания – ответа). Не менее важен подбор словаря для игры. Игровое задание предлагается сразу всем детям, затем выдерживается секундная пауза для обдумывания ответа.
Например, упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов) : повар варит, печет, жарит; врач - лечит, ставит градусник, осматривает и т. п. Более трудным является упражнение «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, короче, уже) другого». Упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым, на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?»).
Итак, обогащение словаря в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей. Активизируется словарь и на других речевых занятиях – в беседе, в рассказе. Но на этих занятиях преобладают другие ведущие задачи – формировать связность и содержательность речи, которые решаются своими специфичными приемами.