Анастасия Владимирована Рихтер
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией
▼ Скачать + Заказать документы
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
В работе с детьми, которые имеют открытые расщелины губы и неба необходимо подобрать эффективную методику с учетом механизма нарушения. Целью коррекционно-логопедической работы является устранение нарушений произносительной стороны речи ребенка с расщелиной нёба путем нормализации дыхания, развития фонематического восприятия и моторных функций, коррекции нарушений звукопроизношения.
Публикация «Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией» размещена в разделах
В автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Соломатиной Г. Н. раскрывается основная сущность коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией, а именно рассматривается содержание и методы коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи детей с расщелинами нёба.
В основу методики коррекционной работы с детьми были положены модифицированные приемы устранения нарушений слоговой структуры слова Т. В. Волосовец, Л. Б. Есечко, А. К. Марковой, О. Н. Усановой, Г. В. Чиркиной. В работе использовались также методические рекомендации З. Е. Агранович, Т. А. Ткаченко и др.
В соответствии с общедидактическими и специальными принципами (научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, учета механизма нарушения слоговой структуры слова, комплексного воздействия, дифференцированного подхода, поэтапности, учета общих и специфических закономерностей развития слоговой структуры слова) разработана система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба, включающая четыре взаимосвязанных раздела: развитие орального праксиса; развитие дыхания; развитие фонематического слуха; коррекция произношения. В каждом разделе особое внимание уделяется работе по формированию слоговой структуры слова. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, в котором комбинируются задания из необходимых разделов.
Основные этапы работы по нормализации произносительной стороны речи детей.
1. Развитие орального праксиса включает формирование ритмической организации речи, развитие артикуляционной моторики и развитие кинетической организации речи. На каждом этапе работы по развитию орального праксиса индивидуально для каждого ребенка должны быть разработаны комплексы упражнений. Количество и дозировка упражнений определяются индивидуальной выносливостью и возрастом детей. Качественное наполнение комплекса упражнений зависит от особенностей функций органов артикуляции.
2. Развитие дыхания направлено на формирование диафрагмально-реберного типа дыхания; ротового выдоха, его длительности и переключаемости; дифференциацию ротового и носового выдоха. Работа над дыханием проводится непосредственно со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. В работе над дыханием индивидуально определяется лишь темп усвоения комплекса упражнений и подбор речевого материала. Учитываются особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности нужно исключить дефектно произносимые звуки. В случаях большого количества нарушенных звуков используется метод приближенного произношения.
3. Развитие фонематического восприятия проводится в двух направлениях - различение звуков на невербальном и вербальном материале и развитие навыков элементарного звукового анализа. При развитии фонематического восприятия учитывается порядок появления противопоставлений в процессе нормального онтогенеза; корреляция фонетического и фонологического развития; особенности фонологического развития детей с расщелинами неба.
4. Коррекция произношения представлена традиционным алгоритмом: постановка звуков – автоматизация звуков - дифференциация звуков - введение звуков в самостоятельную речь. С выявлением особенностей звукопроизношения определяется последовательность постановки звуков и подбор речевого материала индивидуально для каждого ребенка.
Детей с врожденными расщелинами губы и неба отличают специфические типы нарушений слоговой структуры слова, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями речеобразования. Так, ошибки, являющиеся следствием нарушения аэродинамики речеобразования, дефектов звукопроизношения с атипичными компенсаторными артикуляциями, характерны только для детей с расщелинами неба.
Вывод. Дифференцированная коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами неба с учетом выявленного механизма нарушения и особенностей звукопроизношения способствует нормализации произносительной стороны речи и повышению разборчивости речи. Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова повышается при целенаправленном дифференцированном логопедическом воздействии в дошкольном возрасте и позитивно влияет на общее речевое развитие детей и вербальную коммуникацию.
Список литературы
1. Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 89 - 108.
2. Волосовец Т. В., Агаева В. Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) // Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93 -102
3. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей : Методы обследования и коррекции. — М. :Т Ц Сфера, 2005. — 160 с.
4. Соломатина Галина Николаевна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – 2003.