Татьяна Кириченко
Методика изучения связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь трудно поддается объективному анализу, так как она зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.
В практике педагога необходимо использовать проверочные занятия, где ставятся различные диагностические задачи. Например, можно предложить ребенку описать любую игрушку, составить рассказ по картинке, написать письмо Незнайке, составить рассказ по нескольким сюжетным картинкам. Целью этой работы является выяснение того, как дети усвоили программу обучения связной речи. Работая по этому направлению необходимо обращать внимание на ошибки и затруднения по которым потом можно будет судить о степени развития умений связной речи и об эффективности методики обучения детей.
Публикация «Методика изучения связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления сдвигов, прошедших под влиянием обучения, можно использовать метод анализа и оценки текста, который составил сам ребенок. Также при необходимости используются некоторые математические методы. Например, можно предложить ребенку посчитать предметы, выложить по образцу, сопоставить числа и предметы, решить или составить задачу.
Большое внимание в педагогической практике уделяется определению речевой готовности детей к обучению в школе. Наряду с лексическим, фонетическим, грамматическим развитием ребенка изучается и уровень развития связной речи. Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используются наблюдения за свободным общением детей. Здесь необходимо обратить внимание на характер самого общения, умения вступать в диалог, вести его, слушать собеседника, ясно выражать свои мысли.
Для изучения уровня развития связной монологической речи чаще всего используются пересказ текста, самостоятельное придумывание текста по картине, плану, серии сюжетных картин, без наглядного материала.
Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей. Каждый показатель оценивается отдельно.