Жанна Юрина
Методика использования цветовой системы при обучении дошкольников игре на металлофоне
▼ Скачать + Заказать документы
Методика использования цветовой системы при обучении дошкольников игре на металлофоне
Цель методики:
Продемонстрировать формы, методы и приёмы в процессе обучения и развития навыков игры на металлофоне
Задачи:
1. Создание предпосылок для профессионального совершенствования педагогов.
2. Освоение педагогами форм, методов и приёмов, используемых в процессе обучения игре на металлофоне.
Публикация «Методика использования цветовой системы при обучении дошкольников игре на металлофоне» размещена в разделах
- Игры для детей
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
3. Развивать воображение, волю, стремление к достижению цели и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально – ритмичных движений (чётче воспроизводят ритм).
Со многими музыкальными инструментами знакомство происходит на музыкальных занятиях, с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это, в основном, ударно - шумовые музыкальные инструменты: бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки, ложки и т. п.
Металлофон — детский музыкальный инструмент.
Металлофон обладает ярким, чистым звуком. Звук извлекает ударами специальных палочек или молоточков по пластинкам. Используется металлофон в оркестре, народных ансамблях, иногда сольно.
Детский интерес к нему поможет легко выучить цвета, разовьет музыкальный слух. Отсутствие мелких деталей, натуральное дерево и железо, покрытое специальной краской, не принесут вреда здоровью. Все части инструмента прочно соединены между собой, отдельно только палочки достаточно большого размера, чтобы ребенок не мог их проглотить. Чему же способствует игра на металлофоне? Помогает развитию координации и моторики у малыша. Ребенок быстро учится сам брать и держать палочки. Он понимает, что для того, чтобы извлечь звук, надо ударить по одному предмету другим. Между рукой и инструментом остается небольшое расстояние, и в ходе игры развивается координация движений.
Использую металлофон на музыкальных занятиях, в досуговой деятельности, для обыгрывания разных сюжетных музыкальных историй и сказок – шумелок. Это не вызывает затруднение у детей, так как провожу работу последовательно, систематически.
Начиная с младшей группы, учу играть на металлофоне отдельные звуки (капает дождик, чирикает воробей.)
В средней группе целенаправленно начинается обучение игре простейших мелодий на одном звуке: «Андрей – воробей» русская народная песня, «Петушок» русская народная прибаутка, «Сорока – сорока» русская народная песня, «Барашеньки» русская народная прибаутка, «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой.
В старшей группе задачи по игре на металлофоне усложняется: дети исполняют мелодии песен на двух и более звуках разной высоты: «Тук-тук, молотком», «Сел комарик под кусточек», «Колокольчики», «Кап – кап», «Жучок».
Когда дети подрастают, в подготовительной к школе группе, усложняется задача: надо их научить играть на металлофоне более развёрнутые мелодии: «Ёжик и бычок», Ехали медведи», «Два кота», «Семейка огурцов» сл. А. Усачёва, «Мышка», «Волк».
Репертуар подбираю с учетом возрастных особенностей детей, в разделе
«Развитие чувства ритма» парциальной программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется: вверх, вниз, через звук, или же повторяются одни и те же звуки). Они должны различать долгие и короткие звуки, различать по высоте звучания, чувствовать законченность мелодии – тонику.
Для развития музыкальных, творческих способностей детей я использовала музыкально –дидактические игры Н. Г. Кононовой:
«Где мои детки?», «К нам гости пришли», «Кто в домике живёт?» «Лесенка», «Бубенчики», «Музыкальное Эхо» и др.
Этот подготовительный период, при определённой системе, дети усваивают легко, но, когда надо непосредственно сыграть мелодию на металлофоне, дети испытывают затруднение.
За долгие годы работы музыкальным руководителем, я, обучая детей играть на металлофоне, использовала много приёмов: дети определяли сколько раз какое слово надо сыграть на той или иной пластинке металлофона, выучивали с детьми расположение звуков на металлофоне, чтобы упростить и ускорить работу по обучению воспитанников, стала приклеивать квадратики цветной бумаги на каждую пластинку металлофона. Разнообразие приёмов не давали желаемого результата, и приходилось каждый раз переклеивать квадратики на пластинках, когда они теряли эстетический вид. На эту работу уходило много времени.
И вот, в продаже появился металлофон с цветными пластинами!
Всё это привело к мысли: надо знакомить детей с цветонотами, чтобы они смогли самостоятельно читать нотную запись и играть на металлофоне.
Играя на металлофоне, можно легко и быстро выучить цвета. Железные пластины металлофона, как правило, раскрашены во все основные тона. При покупке игрушки следует обратить внимание на их последовательность. Идеальным вариантом будет повторение радуги:
Для этой цели я приобрела несколько металлофонов.
На нём всего 14 пластинок, каждая пластинка имеет определённый цвет:
ДО – синий, РЕ – зелёный, МИ - жёлтый, ФА – оранжевый, СОЛЬ – красный, ЛЯ – фиолетовый, СИ – белый.
Так как в детском саду нотную грамоту не изучают, при обучении детей использую цветовую систему и игру по слуху. Цвета - ноты помогают детям запомнить и при исполнении мелодии, найти нужную пластинку на металлофоне.
В цветовой системе звук обозначается соответственно цветом. Эти системы приемлемы при обучении, но пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет не превратил восприятие и воспроизведение мелодии в механическое запоминание их последовательности, когда ребенок не слышит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение. Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать развитию музыкальности ребенка.
Когда ребенок может исполнять мелодии без этой системы, само-стоятельно по слуху, контролируя свое исполнение, то необходимость в ней отпадает.
Чтобы занятия по обучению игре на металлофоне были эффективным и дети с интересом воспринимали трудный материал, я изготовила демонстрационные пособия, партитуры.
Обучение игре на металлофоне проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с металлофоном, работа по извлечению звука, Знакомство с музыкальным произведением (мелодией, попевкой, песней) на занятии, создание эмоционального отклика на музыку с помощью наглядного рисунка, художественного слова, эмоционального исполнения произведения.
2. Изучение мелодии и ритма произведения, пропевание и одновременное извлечение ритма с помощью хлопков в ладоши, притопов, проигрывание на музыкальных инструментах (бубен, музыкальный молоточек, клавесы, барабан, деревянные ложки, музыкальный треугольник).
3. Создание педагогом наглядной партитуры с кружочками или палочками – цвето - нотами разной величины (короткие звуки, длинные звуки). Пение и прослеживание изменений высоты звука и цвета на партитуре.
4. Игра на металлофоне с помощью партитуры индивидуально с педагогом и в группе, в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно, охотно обучая товарищей.
Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно исполняют ее вдвоем, втроем. Число играющих растет, музыкальный руководитель объединяет их в ансамбль, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, а потом в заданном композитором.
Процесс разучивания для детей стал осознанным. Цветовая гамма нот в альбоме «Мы играем по нотам» и на металлофоне сыграли важную роль, соединив зрительное восприятие с звуковысотным представлением. В процессе обучения игры на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность. Уровень музыкального развития значительно повысился. У детей активизировалось внимание, творческая инициатива, улучшилась память, а также чище стало пение, улучшился ритмический слух, все научились играть по нотам.