Валерия Блохина
Методика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дагностика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Л. С. Волкова).
I блок
1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.
1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т. д.).
ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА
ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА
БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА
КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША
ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ
СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА
РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА
ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА
2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
КОТ-ГОД-КОТ
ТОМ-ДОМ-ТОМ
ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА
ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ
Критерии оценки:
5 баллов – очень высокий уровень: все задания точно воспроизводятся;
4 балла – высокий уровень: имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла – средний уровень: задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла – низкий уровень: большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно-слоговые (словесные) пары;
1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.
II блок
2. Дифференциация звуков в произношении слов.
1) Инструкция: повтори пары слов.
КРЫША-КРЫСА
РОЖИ-РОЗЫ
ЧЁЛКА-ТЁЛКА
ЦАПЛЯ-САБЛЯ
КАСКА-КАЧКА
ЧЁЛКА-ЩЁЛКА
ГАЛЬКА-ГАЙКА
ГАЛКА-ГАЛЬКА
РАК-ЛАК
МАРКА-МАЙКА
МОРЯК-МАЯК
ПОЧКА-БОЧКА
ДОЧКА-ТОЧКА
КОСТИ-ГОСТИ
МЫШКА-МИШКА
КОСА-КОЗА
2) Инструкция: повтори за мной предложение.
СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.
СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.
РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.
ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.
ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.
У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.
ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.
В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.
Критерии оценки:
5 баллов – очень высокий уровень: все задания выполняются верно;
4 балла – высокий уровень: встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);
3 балла – средний уровень: задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла – низкий уровень: задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл – очень низкий уровень: неадекватные ответы, отказ от выполнения.
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.
1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ
ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ
ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА
СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА
2) Инструкция: повтори за мной предложения.
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.
НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.
Критерии оценки:
5 баллов – очень высокий уровень: все задания выполняются верно;
4 балла – высокий уровень: часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла – средний уровень: ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла – низкий уровень: часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.
III блок
4. Звуковой анализ слов.
1) выделить первый и последний звуки в словах:
АИСТ-ОСЛИК-УГОЛ;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
РЫБА-МУХИ-КОТИК-ЖАБЫ;
3) определить количество слогов в слове:
ДОМ-РУКА-МЕТРО-КЕНГУРУ;
4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:
2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;
5) добавить звук в словах:
ВОР-ДВОР, ВОЛ-ВОЛК, ЁЛКА-ТЁЛКА;
6) заменить звук в словах:
СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.
Критерии оценки:
5 баллов – очень высокий уровень: правильно выполняются все задания;
4 балла – высокий уровень: единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла – средний уровень: правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла – низкий уровень: правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.
5. Звуковой синтез слов.
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с, и воспроизвести его слитно:
Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;
2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал, и воспроизвести его слитно:
К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.
Критерии оценки:
5 баллов – очень высокий уровень: правильно выполняются все задания;
4 балла – высокий уровень: единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла – средний уровень: правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);
2 балла – низкий уровень: правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:
5 уровень (очень высокий) – 100% (25 баллов)
4 уровень (высокий) – 80-97% (20-24 балла)
3 уровень (средний) – 40%-79% (10-20 балла)
2 уровень (низкий) – 13%-39% (4-10 баллов)
1 уровень (очень низкий) – 12% (3 балла)
Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонетико-фонематического восприятия :
5 уровень – развитие фонетико-фонематического восприятия выше нормы;
4 уровень – развитие фонетико-фонематического восприятия восприятия в норме;
3 уровень – развитие фонетико-фонематического восприятия восприятия чуть ниже нормы;
2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонетико-фонематических процессов.
Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.
Приложение Б
Результаты эмпирического исследования
Таблица 1 – Уровень умения отражать воспроизведение рядов слогов и слов у детей старшего дошкольного возраста
№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
1 Кристина +
2 Екатерина +
3 Роман +
4 Елена +
5 Евгений +
6 Дарья +
7 Эдуард +
8 Анастасия +
9 Лиана +
10 Софья +
11 Яна +
12 Юрий +
Всего 0 3 5 4 0
Таблица 2 – Уровень умения дифференцировать звуки в произношении слов у детей старшего дошкольного возраста
№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
1 Кристина +
2 Екатерина +
3 Роман +
4 Елена +
5 Евгений +
6 Дарья +
7 Эдуард +
8 Анастасия +
9 Лиана +
10 Софья +
11 Яна +
12 Юрий +
Всего 0 0 5 7 0
Таблица 3 – Уровень умения различать на слух оппозиционные фонемы на материале слов и предложений у детей старшего дошкольного возраста
№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
1 Кристина +
2 Екатерина +
3 Роман +
4 Елена +
5 Евгений +
6 Дарья +
7 Эдуард +
8 Анастасия +
9 Лиана +
10 Софья +
11 Яна +
12 Юрий +
Всего 1 1 5 3 2
Таблица 4 – Уровень умения выполнять звуковой анализ слов у детей старшего дошкольного возраста
№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
1 Кристина +
2 Екатерина +
3 Роман +
4 Елена +
5 Евгений +
6 Дарья +
7 Эдуард +
8 Анастасия +
9 Лиана +
10 Софья +
11 Яна +
12 Юрий +
Всего 1 2 5 4 0
Таблица 5 – Уровень умения выполнять звуковой синтез слов у детей старшего дошкольного возраста
№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
1 Кристина +
2 Екатерина +
3 Роман +
4 Елена +
5 Евгений +
6 Дарья +
7 Эдуард +
8 Анастасия +
9 Лиана +
10 Софья +
11 Яна +
12 Юрий +
Всего 0 2 6 4 0