Получи документы

Методика формирования временных представлений в разных группах

Бабаева Наталия Владимировна .
Методика формирования временных представлений в разных группах
▼ Скачать + Заказать документы

. Методика формирования временных представлений в разных группах

Ознакомление детей с частями суток согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначить словами все четыре части суток.

Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Публикация «Методика формирования временных представлений в разных группах» размещена в разделах

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время : это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток : игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.

Ознакомление с частями суток начинать с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задавать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро? Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?» В конце беседы обобщала: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся». Такие беседы проводить на занятиях по математике, особое внимание уделять упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. И в повседневной жизни упражнять детей в использовании названий частей суток.

Закрепление умений определять части суток осуществлять и на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание усложнять, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.)

Для закрепления знаний детей читать рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: «Утренние лучи», К. Уминского; «Негритенок Бимбо», Н. Васильева; «С добрым утром», Н. Пикулева; «Добрый вечер», И. Мазнин; «Ночь», С. Есенин; «Про маленького Мишку - упрямого сынишку», В. Орлов.

Использовать словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток: «Назови пропущенное слово», «Что мы делали?», «Назови соседей» и т. д.

В средней группе продолжать закреплять у детей умения называть части суток, углублять и расширять их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города и др.

Рассматривать и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят домой из детского сада, играют дома, бабушка читает книжку ребенку.) Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлять и посредством игр. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками «Когда это бывает?», «Части суток», «Кто когда спит?», путешествия-прогулки, «Загадки-отгадки», «Назови соседей утра» и т. д. В играх использовать цветные квадратики: для утра - голубой, для дня -желтый, для вечера - серый, для ночи - черный. Цветовой символ можно использовать как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер или ночь. По цветным знакам закрепить с детьми названия времен суток. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывать картинки или читать стихи, а дети определяют в какую часть суток это бывает и поднимают соответствующий знак.

Когда дети усвоят названия частей суток, цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.

В конце года, когда уже у детей сформируются знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей - день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро - это части целого -суток. Проводятся дидактические игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Сутки», «Назови соседей», «Назови все части суток» и др. Прочитать художественные произведения, стихи: «Приглашение в лес», И. Антонов; «Верхом на облаке», М. Газиев; «Трусливый огурчик», Н. Подлесова и другие.

После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событий поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный, театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и наконец, что его показывали вчера. Провести дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Что было, есть и будет», упражнение «Домик дней» и другие. Почитать стихи, рассказы: «Как осленок Ляпа в футбол играл», В. Житомирский; «Сказка про вчерашний день», Е. Я. Ильина; «Наташа», А. Дрозд; «Завтра», Б. М. Федоров; «Хороший день», С. Я. Маршак и другие. В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени : сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени.

Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Листки календаря размером 9хб см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число, название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить («прочитать») каждый день недели на календаре.

Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отдельными по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку.

Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей, недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда.

Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительных групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить и в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

Первое занятие по ознакомлению с календарем проводят в начале января. Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать.

Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?»

На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дети действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Игры могут быть разные : «Незнайкина неделя»; «Найди пару»; «Какой день недели спрятался?»; «Чья неделька быстрее соберется»; «А ну-ка, угадай»; «Отправь поезд»; «Помоги Винни - Пуху попасть в гости»; «Дни недели»; «Лови, бросай, дни недели называй». Можно почитать стихи: «Емелина неделя»; «Муха - чистюха» Я. Бжехва; «Неделя» (считалка); «Объявление» В. Орлова; «Новая столовая» 3. Александровой; «Дни недели» П Башмакова; «Как пятница долго тянется» И. Токмакова; «Лежебока» Дж. Родари и другие. Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев; как они называются). Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Задаются те же вопросы: Сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? Какой праздник на днях все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? и т. д. В результате пользования календарем в течение года дети приобретают систематизированные знания.

Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной группе по усвоению календаря в течение полутора лет требует ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчает задачу обучения. Потребуется всего четыре занятия и несколько обобщающих игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Резюмируя, сделаем вывод: развитое чувство времени (умение определять временной интервал без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Таким образом, время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений, т. к. в процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков.

Список литерат

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Конспект НОД для формирования представлений о ЗОЖ «Что спрятали боги Олимпа»Конспект НОД для формирования представлений о ЗОЖ «Что спрятали боги Олимпа» Что спрятали боги. Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Задачи образования: -закрепить знания детей.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика формирования временных представлений в разных группах
Опубликовано: 11 октября 2020 в 08:00
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования временных представлений в разных группах» (включая файлы) размещена пользователем Бабаева Наталия Владимировна . в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД