Седова Светлана Владимировна
Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Осанка – это свободное нахождение человека в вертикальной позиции, данное состояние нельзя рассмотреть как что-то постоянное, исходя из того, что положение нашего тела всегда подается изменению и движению.
Правильной (не нарушенной) осанкой, считают положение тела, когда голова, плечи и туловище удерживаются прямо и ровно.
Рассмотрим виды нарушения осанки :
- сколиоз –боковое искривление позвоночника;
- кифоз – искривление позвоночника, направленное выпуклостью назад (сутулость);
Публикация «Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников» размещена в разделах
- кифосколиоз – включает в себя боковое искривление и сутулость.
Основу человеческого тела, обеспечивающую его структурную целостность, является опорно-двигательная система. От состояния костномышечной системы зависит самочувствие человека [1, с. 1].
Нарушение осанки и сколиоз – являются самыми распространнеными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей. Данные нарушения в наши дни наблюдаются у более 30% детей, а сколиоз в среднем у 10-15%.
По данным статистики 15-17% детей дошкольного возраста имеют нарушения.
Причинами нарушения осанки могут стать, как генетическая предрасположенность, на которую мы как педагогики повлиять не можем, так и регулярное неправильно принимаемая ребенком поза при стоянии, ходьбе, сидении. Недостаточно физическая активность, несоответствие рабочего стола и стула по росту ребенка, могут стать одной из важных причин нарушения осанки.
Ранняя профилактика нарушений осанки – является самой эффективная. Она позволяет создать оптимальные условия для нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом.
Работа по формированию правильной осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий.
Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.
Сидение не отдых, а следствие статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
В воспитании осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движение ребенка.
Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля и наблюдения со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.
Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.
В течение всего дня в группе и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помочь исправить неправильную позу.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой профилактики осанки. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.
Рассмотрим комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки детей дошкольного возраста.
1. «Качалка».
Целью данного комплекса является, улчшение функций вестибулярного аппарата, укрепление конечностей.
В дошкольном возрасте весь процесс обучени должен строиться на основе игр, так и выполнения комплекса упражнений мы можем построить на игре. Рассматривая данную методику, мы можем поднести её так:
Игровой момент: «На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Ребята, давайте мы тоже попробуем так покачаться!»
Ход действий: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачиваемся на спине вправо, влево. Повторяем 3 раза.
2. «Самолет».
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
Игровой момент: «Ребята, все мы с вами хоть раз видели самолет, давайте мы вместе собиремся в один круг и почувствуем себя самолетами».
Ход действий: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны – «полетели самолеты». Удерживаем позу 5-10 секунд, затем отдохнуть. Повторяем 3 раза.
3. «Колобок».
Цель: улучшить функции вестибулярного аппарата, укрепление мышц позвоночника, конечночтей.
Игровой момент: «Что за странный колобок
На окошке появился?
Полежал чуток,
Взял и развалился.
Вот вы все и колобки!
Раз, два, три, четрыре, пять –
Развалились все опть».
Ход действий: лечь на спину, затем сесть, обнимая руками колени. Спрятать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног. После завершения вытянуть ноги и лечь на спину.
Подводя итог хотелось бы сказать, что формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, является одной из немало важных проблем. Следить и помогать ребенку исправить нарушения должны не только педагоги, но и родители. Совместная работа даст более лучший эффект. При выявлении ранних нарушений и коррекции осанки в детском возрасте можно повысить физическую активность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям.