Наталия Якимова
Методическое сопровождение педагогов по организации образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о повышении уровня педагогической компетентности с позиции развития личностно-профессиональной позиции. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Также актуализирован круг вопросов, касающихся содержания кадровой работы с педагогами в условиях ДОУ. Описана модель методического сопровождения по организации образовательной деятельности, реализуемой в соответствии с основными образовательными стандартами второго поколения, на базе МБДОУ «Детский сад № 66» г. Чебоксары. Отмечена проблематика в реализации данного подхода.
Публикация «Методическое сопровождение педагогов по организации образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Ключевые слова: компетентность, содержание деятельности, мотивация, проектирование, методическая система, модель организации.
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В. Э. Пахальян.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС дошкольного образования.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». [5] В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина). [2] Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В. А. Болотова, O.E. Лебедева, В. В. Серикова, A.B. Хуторского. [6]
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования предполагает наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией. [8]
Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень.
Особенностью методической деятельности на современном этапе, по нашему убеждению, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС. Необходимо отметить, что изменилось и понятие о методической работе. [4]
Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.
Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.
Решающим фактором развития ребенка сегодня становится личность педагога. На первый план сейчас выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя, которые позволяют ему успешно осуществлять педагогическую деятельность, направленную на создание каждому воспитаннику необходимых условий для получения дошкольного образования. Профессиональная компетентность – это единство личностных и профессиональных качеств педагога, а повышение профессиональной компетентности воспитателя – это одно из психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в ДОО.
С позиции Майера А. А. модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования и о себе, как о субъекте профессиональной деятельности.
По мнению Майера достижение конечного результата - определенного уровня развитости профессиональной компетентности - возможно только при формировании основных ее компонентов в такой последовательности: центром структурно-функциональной модели проф. компетентности является мотивационная готовность педагога. Второй – это теоретическая готовность. Третий компонент - это технологическая готовность. Четвертый компонент – это результативная готовность. [2]
Опираясь на данную модель, учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО, специалисты НИРО Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р предлагают структуру профессионально- педагогической компетентности педагога (компетентностную модель) с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную компетентности. Названия говорят о содержании каждой компетентности. Расшифровка тех компетентностей, которые необходимо развивать у педагогов с целью повышения качества проведения НОД и его результативность. [8]
Методическая компетентность в контексте ФГОС ДО.
Воспитатель способен выявить цели и задачи собственной педагогической деятельности; структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника; четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.); прописывает необходимое методическое обеспечение, описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
Деятельностная компетентность в контексте ФГОС ДО.
Ориентируется в специфике ДО и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности; способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности : предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и другие; мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценивать развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс; организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Коммуникативная компетентность в контексте ФГОС ДО.
Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и поведением активного слушателя, обратной связи; способен к языковой гибкости, говорит понятно и доступно для других; создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности.
Рефлексивная компетентность в контексте ФГO С ДО: своим поведением, контролирует свои эмоции; осознает уровень собственной деятельности, своих способностей; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности; анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса; соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО. [4]
Чтобы планировать методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, необходимо сделать анализ кадрового обеспечения ДОУ. Анализ показал, что 60% имеют высшее - специальное образование, 28% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -48%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квал. категории у 54% педагогов.
Исходя из полученных данных были поставлены следующие задачи:
1) Способствовать формированию мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения педагогов к педагогической деятельности.
2) Изучать уровень сформированности компетентностной модели педагогов при просмотре и анализе разных форм работы с воспитанниками, в том числе НОД.
3) Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей, используя наиболее эффективные формы методической работы.
4) Оказывать помощь в овладении коммуникативной компетентности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Высокий уровень мотивации педагогов на формирование своего профессионализма.
2. Сформированная коммуникативная компетентность как основа педагогической деятельности.
3. Повышение качества организации образовательной деятельности в ДОУ, в частности, проведение НОД.
Решение поставленных задач должно привести к достижению общей цели методического сопровождения : совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности и повышать практический уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, направленные на развитие как воспитателей, так и воспитанников ДОУ.
Методическая компетентность проявляется в следующих критериях: умение подобрать и сформулировать конкретные задачи НОД в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными, содержание занятия в целом, подбор и использование демонстрационного и раздаточного материала.
Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях: использование здоровьесберегающих технологий, разные виды и формы организации детской деятельности, наличие компонентов развивающего занятия- это подбор методов и приемов, направленные на мотивацию детей, на организацию процесса совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях: речь педагога, подход к детям, коммуникативное взаимодействие детей.
Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях: деятельность детей и организация обсуждения результатов деятельности детей.
Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
• Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
• Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
• Организаторских : умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
• Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
• Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе. [2]
Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Большую роль в этом оказывает педагог-психолог, приоритеты в деятельности, которого претерпели существенные изменения.
Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУ, учебно-методический комплекс ООП ДО. [3]
Таким образом, эффективность формирования профессиональной позиции в процессе повышения квалификации обеспечивается комплексом созданных условий. К ним относятся психолого-педагогические условия :
1. Формирование мотивации педагогической деятельности, актуализация и обогащение опыта воспитателя (презентация своей деятельности, стажировка, наставничество, курсы повышения квалификации, открытые просмотры);
2. Организация взаимодействия психолога с воспитателем детского сада (обеспечение рефлексии деятельности);
3. Организация методического сопровождения - создание программы самообразования как важного фактора в развитии каждого педагога (школа молодого педагога, информационно-коммуникативные технологии, овладение образовательными технологиями (семинары, тренинги коучинг-консультирование совместно со специалистами Чувашского республиканского педагогического университета им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ);
4. Организация системы комплексного сопровождения ребенка;
5. Наличие системы стимулирования воспитателей;
6. Разработка и выпуск информационных, методических пособий.
Используемая литература:
1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. М.? 2007
2. Вершинина Н. Б, Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. Волгоград. 2008
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М., 2006
4. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2003
5. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» 2012.
6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. М., 2008
7. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду. М., 2008
8. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М., 2012