Мамедова Ирина Николаевна
Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
Во время экскурсий у детей формируются представления о родной природе. У детей осуществляется сенсорное развитие через знакомство со всем богатством природных красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше ребенок познает природу, тем лучше идут его мыслительные процессы, формируется воображение, эстетические чувства.
Публикация «Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Экскурсии за пределами ДОУ. Такие экскурсии позволяют детям познакомиться с объектами и явлениями природы в естественной обстановке.
Организация и методика проведения экскурсий
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида :
1. природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,
2. экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).
Природоведческие экскурсии – проводятся в разные времена года с целью изучения сезонных изменений в природе, происходящие в природе. К таким экскурсия м воспитателю надо тщательно подготовиться, ведь провести экскурсию намного сложнее, чем простое занятие в группе.
Подготовка воспитателя: сначала надо определить цели и задачи экскурсии. Экскурсия проводится в соответствии с изучаемой программой, возрастной группой и особенностей окружающей местности, в которой проживаете. Место для экскурсии выбирается интересное, там не должно быть предметов, которые бы отвлекали детей от намеченной цели. Естественно экскурсия должна отвечать теме недели, которая изучается детьми, и быть в пешей доступности от детского сада. Воспитателю необходимо учитывать физические особенности детей при расчете расстояния до места экскурсии. Для средней группы расстояние до места наблюдения должно составлять не более 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. Предварительно воспитатель за день или два осматривает место проведения экскурсии. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Чтобы разнообразить маршрут экскурсии и сделать его более интересным для детей, воспитатель готовит стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны иметь представление о том, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Вместе с воспитателем дети повторяют правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах.
Особое внимание надо уделить одежде детей. Одежда должна быть удобной, дети должны быть одеты по погоде.
Воспитатель вместе с детьми заранее готовит экскурсионного снаряжение и оборудование для собранного материала на экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Все это можно менять местами в зависимости от цели экскурсии.
Как только дети оказались на месте наблюдения, воспитатель кратко напоминает о целях и задачах экскурсии. Предлагает детям осмотреть территорию наблюдения. Коллективное наблюдение помогает детям решить все основные задачи экскурсии. Дети вместе с воспитателем выделяют главные признаки предметов и явлений, которые они наблюдают при помощи ответов на вопросы воспитателя, отгадывания загадок, сравнения признаков, игр, рассказов и пояснений воспитателя.
Беседы и логические задачи активизируют познавательную активность детей. Воспитатель может во время экскурсии задавать разные вопросы, например: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Вопросы следует задавать такие, которые вызывают эмоции у детей. Важно обращать внимание детей не только на объекты живой и неживой природы, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, учиться находить взаимосвязь между ними, научиться правильно строить логические цепочки.
С детьми важно проводить дидактические игры во время экскурсий. Можно поиграть в такие игры как: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину" и др.
Проведение экологических акций расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий можно развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Таким образом, дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
По окончании основной части рекомендуется дать детям возможность провести самостоятельные наблюдения и сбор природоведческого материала. Но необходимо воспитателю еще раз напомнить о необходимости беречь природу.
Во время игр, дети закрепляют знания о природе, об изучаемом предмете, запоминают названия растений.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.
После возвращения детей в детский сад можно предложить им выполнить творческие задания, например: составление книг сказок, рассказов о парке, описать разные экологические ситуации, составление коллажей и т. д. Так же можно сконструировать различные макеты из собранного природного материала детьми на экскурсии. В дальнейшем будет возможность дополнять новыми объектами и материалами макеты.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Целевые прогулки отличаются от экскурсий тем, что они являются только кратковременными. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту :
- прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
- тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
- взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
- продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;
- о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
- желательно уточнить прогноз погоды;
- накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;
- взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
- взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);
- план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;
- взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Планирование прогулок-походов
Перед проведением прогулки-похода составляется перспективный план:
Дата проведения прогулки-похода Тема и объекты наблюдения Цель прогулки-похода Отметка о выполнении прогулки-похода
В перспективном плане дается краткое описание маршрута проведения прогулки-похода, отмечаются места привалов для отдыха детей, и делается отметка о деятельности на них.
К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.
Содержание прогулки-похода составляют :
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- экспериментальная и практическая работа.
Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Маршруты все должны быть пронумерованы. На каждом маршруте обязательно должны быть отмечены опасные участки дороги и привалы.
Перед походом воспитатели делают запись в тетради прихода и ухода группы в поход в таблице:
№, дата Возрастная группа Количество детей № маршрута Количество сопровождающих, Ф. И. О. Время ухода, подпись Время прихода, подпись Кто принял сведения
Разрабатывается памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок
Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. Воспитатель разрабатывает маршрут прогулки с безопасной дорогой, местами для привалов.
В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра.
Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.
В результате таких походов можно укрепить физическое состояние детей: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.
Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.
Туристическое снаряжение:
Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты
Список используемой литературы:
1. Каменева Л. А. :«Как знакомить дошкольников с природой» - М. : «Просвещение», 1983г.
2. Каменева Л. А. :«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М. : «Просвещение», 1991г.
3. Мазурина А. Ф. :«Наблюдения и труд детей в природе» - М. : «Просвещение», 1976г.
4. Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М. ,«Просвещение», 1986г.