Елена Петрова
Методическое сопровождение организации проектной деятельности у педагогов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Обновление содержания образования, организация различных типов и видов образовательных учреждений, новых форм дошкольного образования, введение новой нормативно-правовой базы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятие федеральных государственных образовательных стандартов, обновленные СанПиНы, новое законодательство по финансовому обеспечению деятельности дошкольных образовательных учреждений и многих других регламентирующих документов, подчеркивают необходимость повышения профессионального уровня педагога. Сегодня нужен воспитатель с высоким уровнем профессионализма, компетентный, свободно владеющий своей профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, поскольку педагог должен обладать не только знаниями и опытом в определенной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций. Таких как, способность формулировать проблемы, разрабатывать средства ее решения, проводить рефлексию результатов, осуществлять построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности, участие педагога в инновационной деятельности. Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает проектная деятельность. Поскольку в ее основу положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. [3]
Публикация «Методическое сопровождение организации проектной деятельности у педагогов дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Однако проведенный анализ проектов создаваемых педагогами и анкетирование среди воспитателей ДОО, позволило выявить следующие проблемы:
- низкая мотивация воспитателей на проектную деятельность;
- недостаточный уровень знания педагогами основ проектной деятельности и владения умениями разработки проектов;
- недостаточное использование педагогами развивающего потенциала метода проектов;
- отсутствие системы в организации проектной деятельности : отсутствие единых подходов к организации проектной деятельности в ОО, нерациональный охват проектной деятельностью педагогов.
Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта создания проектов, знаний их видов, структуре и этапах проведения, либо наблюдается некий формализм, неумение или нежелание использовать в работе инновационные, современные технологии.
В связи с этим возникает необходимость создания в ДОО действенной и эффективной системы методического сопровождения проектной деятельности направленной на развитие компетенций в организации проектной деятельности воспитателя.
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей.
В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. [4]
М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына).
Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.
Методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.
Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов.
Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание методического сопровождения : диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический.
В методическом блоке выделяется три модуля:
информационно-методический,
организационно-методический
и практический (опытно-внедренческий).
Организационно - методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по обучению педагогов проектной деятельности : семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др., «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования. [5]
К принципам сопровождения относятся :
ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права);
приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения;
индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения востребованность результатов обучения в практической деятельности.
Ценность методического сопровождения проектной деятельности педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет: обучающая, консультационная, диагностическая, информационная, психотерапевтическая и другие.
Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности, в нашем случае проектной.
Программу методического сопровождения проектной деятельности рассмотрим через последовательную реализацию следующих шагов:
диагностики сути проблемы;
информационного поиска методов для ее решения;
обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.
В качестве способов и средств организации проектной деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие. [3]
Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов относятся :
организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.).;
создание организационных (работа ресурсного кабинета или информационного центра) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д. ;
оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою проектную деятельность;
информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению своего опыта, в том числе и выставление проектов на получение грантовой поддержки в сфере образования.
Организация методического сопровождения проектной деятельности педагога - это управляемый, развивающий и развивающийся продолжительный процесс, результатом которого становится педагог достаточного уровня квалификации и компетентности. Рост профессиональной компетентности педагога, в нашем случае, будет во многом способствовать грамотной организации им проектной деятельности и обеспечит ее внедрение в педагогический процесс