Папки-передвижки

Методическое пособие. Влияние актерского тренинга на развитие и формирование творческих способностей обучающихся ДШИ

Никишина Анна
Методическое пособие. Влияние актерского тренинга на развитие и формирование творческих способностей обучающихся ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» городского округа Сызрань

Методическое пособие

Влияние актерского тренинга на развитие и формирование творческих способностей обучающихся ДШИ

Преподаватели

Никишина Анна Владимировна

Бодяева Лилия Ивановна

Сызрань, 2021

Темочки:

В настоящее время в России заметно возросли требования к социально значимым личностным качествам, таким как - социально-коммуникативная мобильность, готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этими новыми потребностями общества становится необходимой и переориентация образования, осуществление смены основной его парадигмы с информационной на развивающую самостоятельность, познавательную активность личности.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Без развития таких качеств, как внимание и наблюдательность, невозможно творческое осмысление окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.

Воспитание музыканта и прежде всего - человека, мыслящего творчески и самостоятельно - сложная и очень актуальная особенно сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители и как творцы.

Ни для кого не секрет, что игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. А в дошкольном и младшем школьном возрасте весь актёрский тренинг выстраивается именно в виде театральных игр. Театральная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение актёрского тренинга и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, именно тренируя свой психофизический аппарат, ребёнок в полной мере для себя может самовыражаться и самореализовываться в коллективе.

Важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, научится пониманию согласовывать свои действия с партнерами, активно мыслить.

Как ни странно, но в наше время все чаще появляются дети вообще не умеющие играть. Если нет лидера среди детей или организатора-взрослого, то дети просто бегают с криками друг за другом, в лучшем случае играют в сюжеты детективных сериалов. Можно воспринять эту ситуацию как «ситуацию потери навыков игры».

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Актёрские тренинги за занятиях обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения.

Возьмем в качестве примера развитие такого важного качества, как смелость публичного выступления. Ребенок начинает учиться в коллективе, и оттого, что на него обращено внимание нескольких десятков слушающих, он плохо формулирует свои мысли и вопросы, не может вступить в общение со сверстниками, а попросту бывает «зажат». И это происходит не от отсутствия способностей, а от страха.

Конечно, лучшие педагоги стремятся преодолеть несамостоятельность, творческую пассивность учеников, рутину и консерватизм в преподавании. Однако в массовой практике с необходимостью решения таких проблем, как индивидуальный подход, развитие творческой инициативы, пробуждение эмоционального отношения к музыке, все преподаватели обычно соглашаются, но часто только на словах.

Очень часто дома, в комфортной для него обстановке, ребенок ведет себя раскованно и естественно. Но вот он попадает в непривычную для него среду, и сразу теряется – не знает, что сказать и как сказать, как ответить, как двигаться. Именно тренинги хорошо помогают в борьбе с этими страхами и зажимами.. Ребенок учится преподносить и вести себя свободно, независимо от обстановки. Учить детей коммуникабельности и общению просто необходимо. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы не видим и не чувствуем окружающих, а это неправильно. Театр же – это всегда партнерство, существование в коллективе. Даже самые талантливые спектакли не делаются одним актером. Игра помогает настроиться на другого человека, почувствовать его.

Снять такое напряжение можно только путем многократного погружения в подобную обстановку. Тогда она станет привычной. Решая все эти задачи, театральные игры, включенные в актёрский тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Для детей возраста 6– 8 лет обязательное условие: проводить занятия эмоционально и увлекательно. Теоретизирование и подробный разбор ошибок снижают интерес детей к занятиям.

Проводя коллективный актёрский тренинг, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

По средствам актёрского тренинга ребята с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. В результате ребенок становится раскрепощеннее, контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Основными, которые нужно осваивать уже на начальном этапе, являются:

- Сценическое внимание

- Общение

- Воображение, фантазия.

- Мышечная свобода и пластичность

- Логичность и последовательность действий и чувств;

- Задача преподавателя научить ребёнка в тренинге не только понять, но и почувствовать.

Тренинг можно начать с дыхательной гимнастики. Важно чтобы участники выполняли упражнения ритмически точно, «не загоняя» и не «затягивая» ритма. Необходимо следить за глубиной дыхания, за его свободой, за свободой основных групп мышц.

Работа над артикуляцией часто протекает без достаточного осознания участниками ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания участников, для чего делается данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним. Участники должны понимать, что эти упражнения необходимы, они помогают овладению навыками артикуляции, необходимыми для того, чтобы все что они произносят было чисто, выразительно. Вторая часть тренинга начинается с игр, упражнений, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К. С. Станиславского: «от внимания – к воображению». «Внимание есть процесс. В процессе внимания вы внутренне совершаете четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него».

Эти слова М. Чехова, знавшего уроки Станиславского не понаслышке, необыкновенно точно определяют методическую суть упражнений, которые не только развивают внимание, но и делают его творчески заостренным, направленным на созидание, раскрепощение фантазии. В этом смысле стоит отличать воспитание обычного бытового внимания или внимательности, которая необходима, но не достаточна в нашем деле от процесса воспитания творческого внимания, наблюдательности.

Важнейшие принципы и специальные методические приемы, применяемые в тренинге по основам актерского мастерства таковы :

- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога; контрастность в подборе упражнений;

- прием усложнения заданий;

- комплексность задач в уроке и в каждом упражнении;

- подлинность и непрерывность педагогических действий.

Выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога. Показ воздействует только на первую сигнальную систему учащихся (на зрительный анализатор). Профессиональные навыки формируются в процессе осмысления задания посредством слова, которое является раздражителем нескольких анализаторов. Во второй сигнальной системе при словесном раздражении образуются нужные условные связи. Уже на основе этих связей формируются необходимые навыки. Выполняя упражнения тренинга по словесному заданию, необходимо внимательно их оценивать, внимательно действовать и контролировать свои действия. Опасность показа (даже образцового) лишает индивидуальности, сковывает инициативу, закрепощает логическое мышление, а главное, творческое воображение. Навык, освоенный учащимся в процессе самостоятельного выполнения упражнений и этюдов, откладывается в кладовой сознания на жизнь. Последовательность обучения с использованием принципа объяснения такова: не спеша, а главное, четко и последовательно объяснить схему выполнения предстоящих операций; разработать каждую операцию (стадию) задания в отдельности.

После того, как вы объяснили задание, обязательно спросите, нет ли вопросов. Объяснять задание кратко, точно, просто. Анализ упражнения для проводится осознания ошибок. Начинаем анализ ВСЕГДА С плюсов, потом говорим о минусах. Не увлекайтесь объяснениями теоретической части урока, лучше теорию свести до минимума. Контрастность в подборе упражнений. Принцип контрастности в подборе и выполнении упражнений развивает эмоциональность и способность быстро менять темпоритм поведения. Чередование во время тренинга упражнений, различно воздействующих на организм, позволяет тренеру внести разнообразие чвляется хорошим способом мотивации. Прием усложнения заданий. Принцип от простого к сложному обязателен при обучении. Но упражнения как таковые имеют смысл до тех пор, пока они невыполнимы, пока в них остается «запас сложности». Только в этом случае они вызывают повышенное внимание к точности выполнения задания педагогом. С того момента, как его технология изучена, оно становится активным средством воздействия на психофизический аппарат учащегося. Повторяя упражнение, необходимо вводить заметные изменения, тогда свежесть, сиюминутность реакций и подлинность действий участников тренинга обеспечиваются легко.

Как только то или иное упражнение станет привычным, сначала учащиеся потеряют интерес к нему, а затем у них появится эмоциональная усталость. Помните. Доступность упражнений - залог успеха первых занятий. Активным средством усложнения задания в процессе отработки навыков являются вопросы-усложнения, вопросы-уточнения, что позволяет непрерывно держать участника тренинга в постоянном творческом напряжении. Комплексность усложнения задач в каждом упражнении. Комплексные упражнения должны разрешать одновременно или последовательно наибольшее количество педагогических задач: такие упражнения, оказывая воздействие на психофизический аппарат учащегося, будущего артиста, приносят максимальную пользу. Подлинность и непрерывность действий тренера. Очень важно, чтобы в ходе занятия по мастерству актера педагог сам жил подлинно: смотрел и видел; слушал и слышал; по-настоящему сосредоточивал внимание; увлекательно и лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на верные и продуктивные действия участников; подлинно, по-настоящему отыскивал недостатки в выполнении упражнений; заряжал эмоционально аудиторию. Помните. Действия участников будут подлинными только лишь в том случае, если тренер будет не имитировать педагогические действия, а по-настоящему совершать их. Тренеру всегда необходимо помнить о том, что он в ходе тренинга должен пребывать в условиях публичности точно так же, как и его ученики.

Уже к пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа. Дети в этом возрасте умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Дети седьмого года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер. Ребята умеют самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты декорации. К. С. Станиславский создал своеобразный актерский тренинг, который стал школой актерского мастерства во всех театральных учебных заведениях, в том числе и в детских театральных объединениях. Понятие тренинг определено как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей сложности. Тренинг - тренировать, тренироваться. Это обучение чему-либо, развитие у человека умений и навыков. Станиславский понимал, что актеры должны заниматься психотехникой и поэтому сценическое действие условно разделил на элементы.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Упражнения для актерского тренинга «Замена слова жестом» в рамках внеурочной деятельности «Мастерская театра для школьников» Упражнения для актерского тренинга «замена слова жестом».[/h3] Составила педагог дополнительного образования МОУ СОШ№21 г. Раменское Мануйлова.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие. Влияние актерского тренинга на развитие и формирование творческих способностей обучающихся ДШИ
Опубликовано: 12 января 2021 в 09:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие. Влияние актерского тренинга на развитие и формирование творческих способностей обучающихся ДШИ» (включая файлы) размещена пользователем Никишина Анна (УИ 2002695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД