Анжела Борисовна Сулейманова
Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия
с использованием музыкально-дидактических игр
для старших дошкольников
Цель: формирование музыкальных способностей, развитие ритмического, тембрового, динамического слуха, звуковысотного восприятия.
Публикация «Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Задача данного занятия – показать, как музыкально-дидактические игры способствуют лучшему усвоению материала во всех видах деятельности: слушании, распевке, пении, музыкально-ритмических движениях.
Ход занятия. Под музыку дети входят в зал. После музыкального приветствия садятся на свои места. Их вниманию предоставляется картина с изображением весеннего пейзажа, и предлагается ответить на вопросы:
-Какое сейчас время года?
-А кто может рассказать о весенних приметах?
После ответов детей музыкальным руководителем исполняется песня «Мамин праздник» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова).
Вопрос детям: «Расскажите, какое настроение вы почувствовали в этой песне?» (Весёлое, задорное, звонкое, игривое). Стихи и музыка песни помогли вам узнать её содержание, определить характер.
А теперь задача посложнее : нужно определить характер музыки, которая прозвучит без слов.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Подбери музыку».
Программное содержание: учить детей различать характер музыки (маршевый, лирический, героический).
Ход игры. Детям раздают по карточке и по три фишки (пронумерованные). Слушая музыку, дети закрывают фишкой нужное окошко на карточке в определенной последовательности, так, как звучала музыка. Предлагаемые произведения: «Марш» Д. Шостаковича, «Вальс» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана.
Затем для закрепления пройденного материала (слушание) проводится музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку» (для развития памяти и слуха.
Игровой материал: размещенные на доске пять картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений, и портреты пяти композиторов.
Ход игры. Исполняется какое – либо музыкальное произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку,назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Предлагаемые произведения:
1. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский)
2. «Болезнь куклы» (П. И. Чайковский)
3. «Жаворонок» (М. И. Глинка)
4. «Итальянская полька» (С. В. Рахманинов)
5. «Марш» (С. С. Прокофьев)
Далее переходим к распевке «Бубенчики» Е. Тиличеевой. При помощи этой распевки развивается звуковысотный слух, закрепляется умение различать звуки по высоте.
Далее проводится музыкально-дидактическая игра «Повтори звуки».
Цель игры: развитие звуковысотного звука.
Ход игры. Детям раздают большую карточку с изображением трех колокольчиков разного размера и цвета; и три маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному). Детям дается объяснение: синий колокольчик звенит высоко (соль второй октавы: динь-динь, жёлтый-ниже (ми первой октавы: дан-дан, а красный звенит самым низким звуком (до малой октавы: дон-дон). На фортепиано играется какой-либо звук (из выше предложенных). Дети самостоятельно определяют и выкладывают на большой карточке маленькую карточку с колокольчиком определенного цвета.
Следующий вид музыкальной деятельности – пение. Дети исполняют «Песенку про папу» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича). Проводится музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт» (игра на развитие тембрового слуха).
Ход игры. Дети становятся в хоровод спиной к центру, закрывают глаза. В круг вызывается определённое число исполнителей (на каждый куплет-разное количество). Солисты исполняют песню. По её окончании вызванный из общего круга ребенок определяет количество солистов. Все дети определяют качество исполнения, правильность произношения слов. Таким образом, в игре учится и закрепляется текст песни.
Следующая песня «Поздравительная песенка» (муз. В. Сариева, сл. Э. Успенского). Проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём». Игра для развития динамического слуха. Игровой материал: любая игрушка.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.
Следующий вид музыкальной деятельности: танец «Кадриль». Для улучшения качества исполнения шага на каждую четверть проводится музыкально-дидактическая игра «Перекладывание кубиков» (муз. Н. Лысенко). Игра для развития чувства ритма.
Ход игры. Каждому играющему дается по семь кубиков, которые раскладываются перед ним на столе в один ряд. На первую долю первых семи тактов дети поднимают каждый кубик поочерёдно, легко беря его пальцами правой руки сверху (левая рука –на коленях, переносят на 10 см в правую сторону и кладут на стол в момент второй доли такта. Восьмой такт: на первую долю-хлопок в ладоши (сигнал, что все кубики переложены, на вторую долю - опустить руки на колени. Затем то же исполняется левой рукой в левую сторону. Первоначально возможно перекладывание кубиков сопровождать словами: «брать» (первая доля, «класть» (вторая доля) и «всё»(первая доля восьмого такта). После игры дети становятся по кругу, разучивают и исполняют шаг на каждую четверть музыки.
В конце занятия подводится итог: отмечается активность детей, эмоциональность восприятия, готовность прийти на помощь затрудняющемуся ответить.
Таким образом, музыкальная деятельность детей проходит более успешно, если обучение осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.