МААМ-картинки

Методическое пособие «Развитие речевой и познавательной активности детей через сказки»

Анна Аржукова
Методическое пособие «Развитие речевой и познавательной активности детей через сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое пособие

«Развитие речевой и познавательной активности детей,

через сказки"

Введение

Методическое пособие направлено на организацию работы с детьми старшего дошкольного возраста через сказку.

Публикация «Методическое пособие „Развитие речевой и познавательной активности детей через сказки“» размещена в разделах

Именно через сказку развивается эстетический вкус и фантазия, развивается воображение, мышление, речевое творчество, воспитываются в детях нравственные чувства и оценки. Так же с помощью сказок можно помочь детям преодолеть житейские трудности и страхи, научить принимать правильные решения в самых трудных жизненных ситуациях, формируют у детей эмоционально- образное восприятие сказок через художественное описание образов.

Данное пособие будет интересно для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Воспитатели могут использовать материал для занятий с детьми старшей группы, а также на досуге в летний период.

Пояснительная записка

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для ребёнка, оказавшегося в трудной ситуации, важно найти пример для подражания. Нравоучения и советы родителей тут не помогут. Зато, если донести эти советы в форме сказки, их эффективность сильно возрастает.

Детям очень нравится слушать различные истории и сказки. Это понятно, ведь они ещё не умеют получать информацию «взрослыми способами» : путём чтения, посещения библиотек, дополнительного обучения и консультаций у специалистов. Всё это пока ещё недоступно. Основным способом познания мира на данном этапе является только собственный опыт, ответы на вопросы, а их ещё нужно научиться задавать, игры и информация из доступных источников - поведения окружающих, мультфильмов, фильмов, сказок.

Поэтому такая технология, как сказкотерапия, очень актуальна в дошкольном воспитании, она позволяет разрешить ряд проблем ребенка в окружающем его мире.

Цели:

- развитие интереса и любви к чтению,

- приобщение детей к художественной литературе,

- развитие речи, обогащение словаря,

- систематизация и углубление знаний о русском народном творчестве,

- развитие воображения и мотивации к творческой инициативе.

Задачи педагогической деятельности:

- Продолжать развивать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок.

- Прививать интерес к книге, чтению.

- Развивать речевое творчество, выразительность речи, умение рассказывать сказку

- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей в театрализованной деятельности, уверенность в своих силах.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Актуальность

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Наблюдая за детьми старшего возраста, я выявила некоторую склонность к враждебности: нежелание помогать другу в трудной ситуации, нежелание делиться игрушками, отсутствует сострадание. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Наиболее чаще в детском коллективе стала встречаться такая проблема, как агрессивность, поэтому так важно закладывать основы нравственности с дошкольного возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к семье.

В наше время телевизоров и компьютеров, дети стали меньше читать. Мы, взрослые, должны пробудить у ребенка любовь к книге. Как это сделать? На помощь нам приходит сокровище народной мудрости—народная сказка. Сказки—это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной игровой форме. Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться какличность.

Условия, которые помогали мне успешно решать эти задачи:

1. Постоянное самообразование; заинтересованность в достижении цели; работа над собственной речью: ее правильностью, эмоциональностью, выразительностью; Одним важнейших требований профессионализма педагога – это умение действовать по «ситуации» при руководстве творческими фантазиями детей. Знакомство с работой О. С. Ушаковой «Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи» раскрыло для меня интересные приемы, способствующие развитию словесного творчества дошкольников, такие как: «Бином фантазии», «Сказки наизнанку», «Салат из сказок» и т. д. Эти приемы я успешно применяю в своей практике по развитию речи детей. В книге Шибицкой А. Е «Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок» меня заинтересовал прием опорного моделирования с использованием мнемотаблиц. Такой прием помогает детям не только представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.

2. Подбор и целенаправленное использование художественного, методического и дидактического материала. По словам В. А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», а по мнению Е. А. Флериной, произведения литературы, русского – народного творчества способствуют развитию речи детей, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определение, которыми оперирует ребенок. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной поэтической лексикой. Учитывая все эти закономерности развития речи детей, я очень ответственно подхожу к подбору литературного художественного материала. В выборе художественного произведения для детей необходимо пользоваться критериями художественности, и учитывать следующие правила: 1) Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории; 2) Его принадлежность к подлинному искусству; 3) Художественность иллюстраций и их соответствие подлинному искусству. В работе по ознакомлению детей с художественной литературой я обязательно соблюдаю эти правила.

3. Привлечение родителей к участию в развитии речевых творческих способностей детей. Я уверена, что только систематическое и целенаправленная работа при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями в развитии творческой речевой деятельности наших детей даст отличные результаты этой работы. Но, к сожалению, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка постепенно уходит из жизни современного ребенка. Но сказка нужна маленькому человеку, она помогает ему научиться понимать окружающий мир и создать собственный, испытать себя и преодолеть свои страхи. И я рассказываю родителям, что сказку можно придумать, нарисовать, разыграть, спеть, в ней можно прожить не один день, было бы только желание. И наши родители становятся настоящими помощниками в развитии словесного творчества детей. Так совместными усилиями детей и взрослых появился сборник творческих сказок, родители помогли в оформлении театрального уголка, в изготовлении костюмов для инсценирования и т. д. Широта возможностей этой работы позволяет всем, и большим, и маленьким найти свое «призвание». У многих наших родителей есть свои рецепты создания сказочного мира, которыми они с удовольствием делятся с педагогом.

Организуя совместную деятельность с детьми, я опиралась на следующие принципы:

1. Принцип содержательности, разнообразия тематики и методов работы;

2. Принцип систематичности;

3. Принцип вариативности видов речевой деятельности детей;

4. Принцип сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми;

5. Индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Для достижения цели я использовала в своей работе методы обучения :

1. Методы организации и осуществления деятельности: словесный, наглядный, игровой, практический;

2. Методы проблемных и развивающих ситуаций, побуждающих к творчеству.

Методы и приемы развития творческого рассказывания детей.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом ( два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают комбинированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием. Я начинаю обучение творческому рассказыванию с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказов и сказок педагог предлагает продолжить их. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец. В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

«Бином фантазии» - один из интересных приемов, способствующих развитию словесного творчества дошкольников. Для работы с детьми необходимо приготовить два набора картинок: 1) картинки с изображением животных и людей; 2) картинки с изображением предметов. Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова- обозначения при помощи предлогов или изменяя падежи, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки.

«Сказки наизнанку» или «Свойства наоборот» -берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький, а Красная шапочкабольшая, или Баба-Яга в сказках начнет совершать хорошие поступки.

«Все наоборот» - придумать слова- рифмы: лед-мед; мех-смех; кот- бегемот и. т. п. Затем все то, что относится к первому слову переносится на второй объект и наоборот. Например, «У меня на грядке крокодил растет! А в Москве-реке огурец живет! Осенью на грядке крокодил поспел! Огурец в Москве- реке всех лягушек съел».

«Задом наперед» - рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приема предполагает опору на картинки- иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

«Сказки в заданном ключе» - с помощью данного приема ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.

«Я- герой сказки» -знакомая сказка изменится, если в сюжет будет введен ребенок вкачестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, чтопроизойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут кнему в гости.

«Введение в название сказки нового объекта» - в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой- либо предмет. Знакомая сказка изменится, если в сюжет будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.

«Смена места действия» - сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни; теремок в океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п.

«Изменение сказочной развязки» - дети- народ оптимистичный, поэтому им свойственно переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Помочь малышу придумать счастливую развязку можно, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; или Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поется о том, что он совсем невкусный.

«Событийная цепочка» - этот прием помогает ребенку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Можно предложить детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев : что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом. «Прогулка» в прошлое героев имеет особый воспитательный смысл- она помогает осмысливать последствия тех или иных событий, учит их анализировать ситуацию и прогнозировать результаты конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих.

«Салат из сказок» - это удивительное блюдо можно получить самыми разнообразными способами.

«Объединение» -рождение новой сказки происходит за счет объединения названий двух или нескольких знакомых сказок, например, «Красная Шапочка» и «Мальчик –спальчик» и т. п.

«Сказки о невиданных животных» - берутся картинки с изображением животных и разрезаются пополам. Дети из половинок составляют изображение целого животного и дают ему название. Затем дети составляют рассказ или сказку об этих невиданных животных. Можно задать детям ряд наводящих вопросов, которые помогут детям в работе.

Все перечисленные приемы используются в игровой форме, в виде викторины, инсценировки и т. д.

Ожидаемые результаты:

• Разбудить интерес к чтению.

• Расширить кругозор.

• Обогатить словарный запас.

• Дети узнают об особенностях композиции сказок.

• Научаться связно передавать содержание средствами игры.

• Научатся осмысливать характеры персонажей и давать нравственную оценку.

Эффективность реализации методического пособия осуществляется путем проведения метода наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом – психологом в начале и конце учебного года, непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием, другими видами творческой деятельности.

О результативности могут свидетельствовать творческих способностей детей, а также творческие виды работ (выставки детского творчества, конкурсы на лучший рисунок, поделку, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности).

По итогам данной работы (в конце года) была проведена викторина «Мои любимые сказки» совместно с родителями. Группа была разбита на 3 команды участников - «Любознайки», «Всезнайки» и «Почемучки». Для детей подготовила интересные задания. Сюрпризным моментом стало появление мальчика - медведя.

В первом задании «Узнай персонажей сказок» медведь предложил детям выполнить задания: Картинки-подсказки презентации помогли детям правильно и быстро назвать правильные ответы и заработать фишки.

Во втором задании «Где, чья сказка Медведь приготовил для детей задания : Среди развешанных иллюстраций найти иллюстрации к народным и авторским сказкам. Правильными ответами и правильным выполнением заданий дети зарабатывали фишки для своей команды.

Детям очень понравилось выполнять третье задание «Собери пазлы» Ребята собирали иллюстрации к сказке и определяли её название. Каждая команда вместе совещались, отвечали, подсказывали бескорыстно своим и детям другой команды, думали, радовались. Все это очень стимулирует детей, делает игру интересной, вызывает желание дать как можно больше правильных ответов и победить. Им в полной мере удалось продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

В четвёртом задании дети составляли сказку по картинке с помощью карточек.

Последнее задание дети выполняли вместе с родителями, рисовали сказку под музыку.

Под конец викторины дети вместе с медведем и жюри подвели итоги викторины.

Всем участникам вручили медали «Знаток сказок» и книжки со сказками.

Заключение

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда добропобеждает зло. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Развитие речевой и познавательной активности детей через сказки»
Опубликовано: 1 июня 2021 в 20:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Развитие речевой и познавательной активности детей через сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Аржукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД