Лучший педагог года

Методическое пособие. Развитие представлений об эмоциях с помощью сказок у дошкольников 5–7 лет с нарушением слуха

Елена Гердель
Методическое пособие. Развитие представлений об эмоциях с помощью сказок у дошкольников 5–7 лет с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое пособие

Развитие представлений об эмоциях с помощью сказок у дошкольников 5-7 лет с нарушением слуха.

Гердель Е. А.

Краснодар 2016

Пояснительная записка

Актуальность проблемы. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Публикация «Методическое пособие, Развитие представлений об эмоциях с помощью сказок у дошкольников 5–7 лет с нарушением слуха» размещена в разделах

Огромное значение для эмоционального развития детей имеет художественная литература. Художественная литература является особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным материалом для содержательной беседы педагога с детьми.

Цель - развитие представлений об эмоциях с помощью сказок в интегрированном взаимодействии детей 5-6 лет с нарушениями слуха и детей группы общего развития.

Задачи:

побуждать детей называть основные, существенные признаки того или иного эмоционального проявления;

подводить детей к выводу, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами;

оценивать ситуации и поступки сказочных персонажей с точки зрения их социально нравственной значимости;

усваивать словесные обозначения эмоциональных проявлений.

Участники:

дети старшего дошкольного возраста : с нарушением слуха с высоким уровнем речевого развития;

дети группы общего развития;

педагоги.

Структура содержания:

1. Знакомство со сказками, выполнение заданий с помощью дидактических игр к ним.

Задачи:

- побуждать детей называть эмоциональные состояния,

- фиксировать внимание на причинах эмоциональных состояний героев произведений.

2. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного театра.

Задачи:

- побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Календарный план работы

Сентябрь

Педагогическое обследование.

«Изучение выразительности речи».

«Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей».Минаева В. М.

Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. —М. ,1999.

Октябрь

Знакомство со сказочной страной и ее жителями.

Король и придворные. Игра.

Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас// Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. – М., 2005.

Ноябрь

Знакомство с эмоцией ГРУСТЬ.

Знакомство с эмоцией РАДОСТЬ.

Чтение русской народной сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра. Задачи:

Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Декабрь

Знакомство с эмоцией СТРАХ.

Знакомство с эмоцией СПОКОЙСТВИЕ. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра. Задачи:Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Январь

Знакомство с эмоцией МЕРА. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра.

Задачи: Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Февраль Знакомство с эмоцией ЗЛОСТЬ.

Знакомство с эмоцией ИНТЕРЕС. Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра.

Задачи: Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Март

Знакомство с эмоцией ОБИДА.

Знакомство с эмоцией УДИВЛЕНИЕ.

Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра.

Задачи: Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Чтение русской народной сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра.

Задачи:Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Апрель Знакомство с эмоцией ВИНА.

Знакомство с эмоцией ВОСХИЩЕНИЕ. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение. Выполнение заданий с помощью дидактических игр. Драматизация сказки с помощью кукольного театра.

Задачи: Побуждать детей передавать эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.

Май

1. Волшебная страна внутри нас.

2. Педагогическое обследование.

3. «Изучение выразительности речи».

4. «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей».

МинаеваВ. М. Развитиеэмоцийдошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практическихработниковдошкольныхучреждений. —М. ,1999.

Развлечение «Карнавал эмоций»

Методические рекомендации

Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. Следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения. Педагог, во время чтения или рассказа, должен находиться перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление. Важно видеть и лица детей, обращая внимание на мимику, наблюдать как она меняется во время слушания. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Чтение сказок желательно сопровождать иллюстративным материалом, отражающим наиболее яркие переживания героев. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перевода в словесный план. Для этого можно использовать мультимедийную презентацию, провести дидактическую игру по сюжету сказки на интерактивной доске.

Далее дети могут проигрывать эпизоды сказок с помощью драматизации :кукольного, настольного, пальчикового театра, театра на магнитах. Это важно для эмоционального развития. Такой метод опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний дает возможность дошкольникам развивать выразительность, стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта. Вспомогательным средством освоения выразительных движений является музыка, передающая различные настроения, эмоциональные состояния.

Определение эффективности.

С целью определения эффективности проводимой работы с детьми используется педагогическое обследование дошкольников. Для этого в начале и конце учебного года проводится индивидуальная беседа по методике Минаевой В. М: «Изучение выразительности речи» и «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей».

Задание 1. «Изучение выразительности речи». (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы.

Таблица 1.

Ф. И. детей радостно грустно испуганно сердито удивленно

Задание 2. «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей». (Проводится индивидуально)

Ребенку предлагают ответить на вопросы :

Когда бывает интересно?

Когда человек удивляется?

Когда человек получает удовольствие?

Когда бывает стыдно?

Когда бывает страшно?

Когда человек злится?

Когда бывает радостно?

Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

Таблица 2.

Ф. И. детей ответы

Задание 3. Изучениепониманиядетьмисвоегоэмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение не-скольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

Литература

1. Буренина И. А. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1.– СПб. : Музыкальная палитра, 2002. – 114 с.

2. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста,. Часть 1. Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : ВЛАДОС, 2010. – 91 с.

4. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста : Часть 2: учеб-метод. пособие : в 2 ч. / Н. С. Ежкова. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 49 с. :ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

5. Ковалец И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М. : Владос, 2004. – 136 с.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М. : АРКТИ, 1999. – 48 с.

7. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.

- М. : Владос, 2001. – 94 с.

8. Эмоциональное развитие дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диск с презентациями сказок и дидактическими играми к ним

1. Грусть. Радость. Русская народная сказка “Репка”.

2. Страх. Спокойствие. Русская народная сказка “Волк и семеро козлят”.

3. Мера. А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.

4. Злость. Интерес. Ш. Перро “Красная Шапочка”.

5. Обида. Русская народная сказка “Лиса и Журавль”.

6. Удивление. Русская народная сказка “Три медведя”.

7. Вина. Восхищение. Русская народная сказка “Кот, Петух и Лиса”.

Публикации по теме:

Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состоянияхПрименение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Описание проекта:Основания для инициации проекта:На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование.

Формирование сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет с помощью дидактических игр. Цель: Создание дидактических игр для формирования сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет. Задачи: Рассмотреть особенности сенсорного.

Конспект занятия по развитию пространственных представлений с помощью плана класса для детей 10 лет с ОВЗ Тема: «План класса». Цель: Формирование пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса. Задачи: Находить.

Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки»Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки» Игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления ««Разноцветные Осьминожки» Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют.

Методическое пособие по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 Евтенко Е. В. Методическое пособие.

Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет «Учимся, играя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 Етенко Е. В. Методическое пособие.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты в системе методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений.

Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слухаВзаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок детей, выявление резервных возможностей их развития в рамках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие. Развитие представлений об эмоциях с помощью сказок у дошкольников 5–7 лет с нарушением слуха
Опубликовано: 28 июня 2017 в 13:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие. Развитие представлений об эмоциях с помощью сказок у дошкольников 5–7 лет с нарушением слуха» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гердель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД