Елена Евтенко
Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30
Етенко Е. В.
Методическое пособие
по формированию элементарных математических представлений
у детей 5-7 лет
«Учимся, играя»
ст. Ленинградская, 2017
Автор – составитель: Евтенко Е. В.
«Учимся, играя»
Публикация «Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Рецензент ___ Леготкина С. В. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край
Данное методическое пособие предлагает конспекты занятий, загадки, дидактические игры, задания, задачи-шутки на смекалку и сообразительность. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Предназначено педагогам ДОУ, воспитателям групп продленного дня, а также родителям для самостоятельной работы с детьми.
Введение
В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. Каждая арифметическая задача включает числа данные и искомые. Числа в задаче характеризуют количество конкретных групп предметов или значения величин; в структуру задачи входят условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.
Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Правильное обучение решению арифметических задач дает очень много для развития логического мышления ребенка. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка. В процессе решения задачи дети должны использовать то арифметическое действие, которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы дети умели формулировать эти действия и объяснять логику решения задачи.
Анализируя структуру задачи и сопровождая ее решение объяснением своих действий, ребенок учится рассуждать, вникать в смысл задачи, без чего невозможен переход к решению более сложных арифметических задач.
Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, предупреждает возникновение «всезнайства», поверхностного отношения к явлениям жизни. Приучая детей вдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни, мы способствуем их познанию жизни, учим детей рассматривать количественные явления в многообразных связях.
Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития (для наблюдений за жизнью, усвоения логических связей и количественных отношений, развития анализа, синтеза и обобщения, внимания, памяти и речи, сообразительности и т. д.). Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.
Данное методическое пособие предлагает конспекты занятий, загадки, дидактические игры и задания на смекалку, сообразительность, задачи-шутки. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
Занятие для старшей группы
Цель: упражнять в счете в пределах 10; в составлении целого из частей, в ориентировке на плоскости и пространстве. Закрепить знание о геометрических фигурах, развивать умение согласовывать свои действия с образом.
Материалы : 10 карточек с изображенными на них цифрами (от 1 до 10); геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты, пятиугольники, изготовленные из толстого пластика или картона; матрёшки (на каждого ребенка); два набора карточек (по 10 штук, на которых изображено разное количество (от 1 до 10) предметов (грибы, листья и т. д.); два набора карточек (по 4 штуки) с изображенными в разных местах (в центре, в углу, по краям и т. д.) группами геометрических фигур.
Зал для физкультурных занятий условно разделен на две части: для выполнения общеразвивающих упражнений и для игр с элементами соревнования, где размещены столы, стулья, гимнастические скамейки.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Послушайте внимательно задания и постарайтесь правильно их выполнить.
Задание 1.
Построиться в колону по одному, затем парами, перестроиться в колону, затем в три колоны.
Задание 2.
Построиться в колону по одному. Сделать один шаг влево, один шаг вправо, три вперёд и т. д.
Задание 3.
Общеразвивающие упражнения с ориентацией на карточки с цифрами от 1 до 10. По команде воспитателя принимают исходное положение и выполняют упражнения.
1. И. П. – ноги на ширине ступни, руки опущены. Поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши над головой такое количество раз, какое соответствует цифре на карточке (демонстрирует карточку).
2. И. П. – тоже. Наклоны вперед такое количество раз, какое соответствует цифре на карточке (показывает карточку).
3. И. П. - то же. Присесть, руки вытянуть вперёд. Приседаний должно быть на одно больше, чем наклонов в предыдущем упражнении (демонстрирует карточку с цифрой).
4. И. П. ноги на ширине плеч, руки опущены. Повороты туловища (влево, вправо, одновременно поднимая руки вверх. Упражнение выполняется такое количество раз, какое соответствует цифре на карточке (демонстрирует).
5. И. П. – ноги вместе, руки опущены. Прыжки на двух ногах. Их должно быть на один меньше, чем поворотов в предыдущем упражнении (показывает карточку с цифрой).
Задание 4.
Ориентировка на плоскости.
И. П. - сидя, ноги скрестить.
Воспитатель дает каждому ребёнку матрёшку и геометрическую фигурку. Дети ставят перед собой матрёшку и по команде кладут геометрическую фигурку слева от неё, справа, спереди или сзади.
Задание 5.
Игра «Номер дома»
По залу произвольно поставлены стульчики, к которым прикреплены цифры от 1 до 10- «номера домов». Дети получают карточки, на которых изображено разное количество предметов (1 до 10). По сигналу «Домой!» подходят к «домику» с цифрой, соответствующей количеству предметов на карточке. По сигналу «На прогулку» - расходятся. В это время воспитатель меняет «номера домов». По сигналу дети снова находят свой «домик». Педагог проверяет правильность выполнения задания. Допустившие ошибку выбывают из игры на один ход. Дети обмениваются карточками, игра продолжается.
Задание 6.
Игра «Найди себе пару»
Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он раздает карточки, на которых изображено разное количество предметов (от 1до 10). По сигналу воспитателя дети выполняют задание: сосчитать предметы на своей карточке, найти себе пару - ребенка с карточкой, на которой изображено такое количество предметов. Пары проходят в «ворота», образованные воспитателем и ведущим, держащим в поднятых руках скакалку, и показывают им карточки. Пару, которая допустила ошибку, задерживают. Дети отходят к столу, где разложены запасные карточки, исправляют ошибку. Когда все пары пройдут через «ворота», дети обмениваются карточками. По Сигналу воспитателя игра продолжается.
Задание 7.
Игра «Сложи фигуру»
Воспитатель напоминает, что пришла весна, под горячими лучами солнца растаяли снежные горки и мост Деда Мороза, исчезли ледяная избушка Лисички и дворец Снежной королевы. Распределяет детей на четыре команды, вручает каждой «эмблему» в виде какой – либо геометрической фигуры и предлагает построить новый мост, горку, избушку, дворец, которые не тают - из геометрических фигур те, которые соответствуют их «эмблемам», и приступают к выполнению задания.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы были все молодцы, хорошо занимались, были внимательными, дружными. На этом наше занятие закончено. Построимся парами и тихонько проходим в нашу группу.