Надежда Мартынова
Методическое пособие по музыкальному воспитанию «Звуки и явления природы. Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор.
Методическое пособие по музыкальному воспитанию
«Звуки и явления природы. Весна».
для детей 5-6 лет
Автор: Муз. руководитель - Котова Мария Сергеевна
«Музыка и окружающий мир; муз. инструменты и весенняя природа».
Публикация «Методическое пособие по музыкальному воспитанию „Звуки и явления природы, Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Погода и природные явления
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Пособие можно использовать как самостоятельную часть нескольких занятий, так и дополнительную для занятий в группе, связанных с ознакомлением окружающей среды, с изодеятельностью, для развития звуковысотного слуха и музыкальной культуры.
Используется в образовательной и в свободной деятельности; с группой или подгруппой детей, и в индивидуальной работе.
Цель: развивать у детей звуковысотное восприятие, элементарные умения соотносить музыку с явлениями природы и окр. миром.
Задачи:
1. Формировать, расширять и закреплять у детей знания о рабочих инструментах, называть и группировать их, соотносить их с видом деятельности людей (профессией);
-учить соотносить холодную и тёплую цветовую гамму с настроением музыки
- закреплять и расширять знания о явлениях природы весной;
- расширять и активизировать словарный запас у детей,
-развивать память и мышление, фантазию и творческие способности, музыкальный слух и вкус.
2. Формировать у детей навыки дедуктивного мышления, коммуникативного общения, умения находить конкретный однозначный ответ на поставленный вопрос с помощью эксперимента.
Оснащение.
Муз. инструменты (металлофон или ксилофон, иллюстрации инструментов столярных, швейных, парикмахерских. Пейзажи с весенними мотивами; цветик - семицветик (отрывные лепестки разного цвета). Аудиозапись звуков работающей швейной машинки (или использовать детскую игрушку, стук молотка, звучание оркестра, где используется металлофон. Игры оркестра р. н. инструментов. Акварельные краски, стаканчики с водой, альбомные листы; атласные цветные платочки.
Вариант 1. В этой игре используются карточки с изображением людей разных профессий, различных групп инструментов; инструменты портного, слесаря, повара, инструменты музыкантов р. н. оркестра (металлофон, балалайка, трещётки, баян). Аудиозапись работы швейной машинки, стук молотка, оркестр р. н. инструментов с использованием металлофона. Металлофон и палочки к нему, барабан, деревянные ложки, молоток, катушка с нитками, поварской черпак, металлические ложки.
Цель игры. Сформировать представления о группах инструментов, их назначении и их названии; умение классифицировать их и соотносить с рабочими профессиями. Развивать музыкальный слух. Расширять словарный запас. Побуждать детей самостоятельно добиваться ответа на поставленный вопрос в ходе эксперимента.
Ход игры. Перед ними на столике выставлен металлофон.
Педагог, указывая на металлофон, спрашивает детей; - «Какой инструмент стоит перед вами?»
А) Если дети отвечают – «музыкальный», то педагог задаёт вопрос;
«- Почему его называют музыкальным?.» (который, скорее всего, будет открытым, пока дети не проведут эксперименты с др. группами инструментов и не выйдут на «догадку» ответа, что у муз. инструментов есть особенности - отверстия, ямки, углубления, выпуклости, пустоты. В них нужно дуть, по ним ударять, учиться переставлять пальцы, изучить ноты. Они сложные и необычные по форме - итог раздумий).
Начинается поиск ответа с рассуждений, какие вообще есть инструменты, чему они служат и где используются. Дети рассматривают предлагаемые карточки с изображением инструментов, группируют их. Размещают карточки группами на доске около рис. людей соответствующих профессий.
Педагог. – Почему эти предметы называются инструментами? - Что с их помощью можно сделать? (ответы детей)
- Можно ли их заменить др. предметами и сделать ту же работу? (рассуждения и поиск ответа детьми).
Вывод. – Значит, не каждый предмет можно назвать инструментом.
Инструменты - это… (дети делают вывод, что это орудия труда; они нужны для деятельности человека. Ими можно сделать полезную работу, что- то новое).
Затем педагог берёт по одному инструменту из каждой группы (молоток, катушка ниток, черпак, металлофон и палочки от него) и предлагает дать им характеристику (дети ощупывают предмет, стучат им и делают выводы, об их свойствах).
Катушка ниток: - «мягкая, круглая, лёгкая, «тихая»,- говорят дети.
Черпак: - «длинный, тонкий, твёрдый, но можно погнуть его, холодный. Им можно постучать и будет слышно, т. е. издаёт звук»,-рассуждают дети.
Молоток: - «длинный, тяжёлый, твёрдый, холодный. Если им постучать, то будет издавать громкие звуки». Какими предметами среди лежащих на столе, можно ещё издавать такие звуки? (дети выбирают ложки, барабан)
Палочки от металлофона: - «деревянные, твёрдые, длинные, лёгкие. Если ими постучать, то будет лёгкий, звонкий звук».
Металлофон: – «длинный, необычный, загадочный, твёрдый, большой, деревянный и металлический, сложный. Если ударить по пластинке, будет красивый звук. Под него можно спеть звук «а-а-аааааа», - дают характеристику дети.
Педагог задаёт вопрос;
- Можно ли под эти звуки петь (эти звуки мелодичные? (Дети; - «Нет»).
- А если молотком постучать так, чтобы чередовались короткие и длинные звуки, можно назвать их мелодичными, т. е. пропеть под них долгий или короткий звук «а-а-аааа», или «о-о-оооо»? (рассуждения детей).
- Звуки будут выстраиваться в ритм, который напоминает мелодию, но это ещё не совсем мелодия.
- Чего не хватает, дети? (дети предлагают ответы; «красоты, полёта, сказочности, ещё чего-то, этого должно быть много…»).
- Вы мыслите правильно, но нам нужно получить чёткий, конкретный ответ. Будем рассуждать дальше…
Педагог предлагает: - А если стучать не самим предметом (инструментом, а по нему каким- то предметом, что будет происходить? - Какими предметами среди лежащих на столе, можно ещё издавать такие простые звуки?
Дети выбирают ложки, барабан, палочки от металлофона. Стучат ими.
Эксперимент; Дети выбирают различные предметы - инструменты (ложки - деревянные и металлические, палочки от металлофона, молоток) стучат предметами др. о друга, по столу и делают выводы о звуках.
- Давайте сравним звуки от ложек, барабана и молотка. Они отличаются? (дети дают характеристику звукам)–Как вы думаете, почему? Пощупайте предметы, рассмотрите их внимательно и скажите, чем они отличаются? (дети должны сами сделать вывод, чем отличаются по форме предметы и что от этого зависит их звучание в предметах.
Если дети ответили на вопрос - «Необычный, странный», то педагог начинает рассуждать и рассматривать необычность этого инструмента. И выводит детей на ответ к «догадке», что инструменты для чего-то служат, ими пользуются для каких-то целей. От предназначения инструментов зависит и форма этих предметов.
Педагог предлагает детям «Рабочие» инструменты издают простой стук (если стучать молотком то коротко, то с паузами, получится ритм: повторяющийся шум, или вообще не издают звука Затем, с помощью педагога, дети «разгадывают» загадку звучания муз. инструмента, проводя с ним эксперименты) и переходит на рассматривание
Используемая литература.
1. Р. Гофман «История развития музыки», 2005 г.