Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ - ЗИМА.
ДЕКАБРЬ
o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Регулярно в солнечные дни отмечать путь солнца, его высоту в полдень. Предложить определить детям самостоятельно где было солнце в начале и конце прогулки. Обратить внимание, что в декабре солнце редкий гость, погода пасмурная. Декабрь – самый тёмный месяц в году.
Стали дни коротки, солнце светит мало.
Вот пришли морозы и зима настала.
o Наблюдение за ВОСХОДОМ СОЛНЦА. Предложить полюбоваться красотой этого явления, отметить яркие краски. Обратить внимание на время восхода солнца, отметить это время на календаре.
Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 13» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
o Понаблюдайте на вечерней прогулке за ЗАКАТОМ СОЛНЦА. Отметить, как быстро темнеет после заката солнца, определить и отметить на календаре время заката. Предложить полюбоваться красками заката.
Если с вечера закат был слегка зеленоват;
Если лёг на ветки иней, на стекле букет из роз;
Если дым ладошкой синей достаёт до самых звёзд;
И не свищет ветер грозно – будет ясно и морозно.
o Продолжить наблюдение за ЗАКАТОМ СОЛНЦА. Познакомить с народной приметой «Зимний закат в облаках – к снегопаду, а небо ярко – оранжевое – к сильному ветру». Развивать у детей интерес к наблюдениям.
o Организовать цикл наблюдений за ЛУНОЙ И ЗВЁЗДАМИ (В. Фетисов).
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Отметить мерцание звёзд, луны, как она освещает местность. Предложить полюбоваться красотой лунного пейзажа. Обратить внимание на фазы луны. Отметить, как изменяется в течение месяца её форма и размеры. Познакомить с народной приметой «Звёздное небо – к морозу».
o Рассмотреть чудесные УЗОРЫ НА ОКНАХ. Как они красиво искрятся. Отметить их разнообразие и неповторимость. Что же нарисовал мороз?
Наши окна кистью белой Дед – Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он, снегом садик закидал.
o Наблюдения за ПОГОДОЙ. По каким приметам можно узнать зиму? Назовите приметы зимы. Все любят зиму и радуются её приходу, давайте с ней поздороваемся. Прочитать строки И. Никитина «Встреча зимы».
Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам.
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас – где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
o Наблюдения за МЕТЕЛЬЮ. Отметить какой силы ветер, Какое определение ему больше подходит: ветер, ветерок, ветрище (Н. Калинин «Прилетели метели»).
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
Понаблюдать за прохожими. Какая у них походка, во что они одеты?
o Отметить красоту деревьев, покрытых ИНЕЕМ. Как красиво искрится и переливается на солнце снег. Отметить тонкие, изящные ветки деревьев.
В декабре, в декабре, Все деревья в серебре.
o Наблюдение за СНЕГОПАДОМ. Предложить полюбоваться этим явлением. Всё вокруг наполнено удивительным движением и тишиной, снег делает звуки приглушёнными. Кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Рассмотреть снежинки, отметить их красоту и разнообразие (К. Бальмонт).
Светло – пушистая, снежинка белая
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною легко проносится
Не в высь лазурную, на землю просится.
Познакомить с пословицей: «Снега надует – хлеба прибудет».
o Обратить внимание на СЛЕДЫ НА СНЕГУ. Чьи следы, куда они ведут? Давно ли они оставлены? Организовать игру «Разведчики – следопыты». Упражнять в нахождении следов человека, разных птиц, домашних животных, следы от лыж и санок.
o Организовать наблюдения в природе после ОБИЛЬНОГО СНЕГОПАДА.
Простор сияет чистый, белым – бела земля.
Под шубою пушистой – сады, луга, поля.
Предложить полюбоваться красотой сада в снежном убранстве. Отметить, как изменились очертания деревьев и кустарников. У одних ветки напоминают кружево, у других причудливые оленьи рога.
o Обратить внимание на стройность и изящество БЕРЁЗКИ (С. Есенин «Берёза»).
Белая берёза под моим окном
принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распушились листья белой бахромой.
Рассмотреть ствол, кору. Напомнить, что ветки зимой очень хрупкие, ломаются.
o По каким признакам можно узнать ДЕРЕВО зимой. Отыщите клён, рябину, лиственницу, берёзу, черёмуху. Как вы их узнали? Напомнить, что дерево можно узнать по коре, расположению веток и почек.
o Организовать цикл наблюдений за ЕЛЬЮ. Обратить внимание на красоту елей растущих в естественных условиях. Как узнать ель среди других деревьев? Какие у ёлки иголки? В чём красота ели? (она стройная, вверху крона как шпиль, снег лежит на ветках шапкой и т. д.).
o Наблюдения за тем, как утепляют ДЕРЕВЬЯ, привлечь детей к оказанию посильной помощи. Для чего это делают? Объяснить, что снег служит деревьям пушистым одеялом – это защита от промерзания. Рассказать о том, что деревья о себе и сами заботятся: под корой есть пробковый слой – он как пальто. Наблюдение за ПТИЦАМИ у кормушки. Как они себя ведут? Какие птицы прилетели? Какие птицы сразу садятся на кормушку, а какие немного подождав на ближайших деревьях. Уточнить названия птиц и их повадки. Как передвигаются по земле разные птицы? (у вороны крупный шаг, воробей прыгает на двух лапках, для голубя характерны мелкие, частые шаги).
o Наблюдения за ПТИЦАМИ У КОРМУШКИ. Чем мы кормим птиц? Понаблюдайте и скажите какие птицы: какой корм любят? Уточнить, что мы хорошо видим птиц в полёте или когда они ходят по земле, но если птицы затаятся, сидя на ветках деревьев, их почти нельзя обнаружить, почему? (имеют маскировочную окраску).
ЯНВАРЬ.
o Ежедневные наблюдения за СОСТОЯНИЕМ ПОГОДЫ из окна перед каждой прогулкой. На основе своих наблюдений дети могут сами определить, что сегодня можно взять с собой на прогулку. По каким признакам вы определили какая сегодня погода?
o Продолжить наблюдение за СОЛНЦЕМ. Продолжать учить детей с помощью солнечных часов отмечать путь солнца (точку стояния в полдень). Развивать наблюдательность, учить делать выводы. Отметить, что дни стали длиннее, а погода холоднее. Познакомить с пословицей: «Солнце – на лето, зима – на мороз».
o Наблюдение за СНЕГОМ. Обратить внимание детей на то, что снег разный.
На дворах и домах снег лежит полотном.
И на солнце блестит разноцветным ковром.
Цвет снега зависит от чистоты: белый – это чистый снег; серый, бурый – очень грязный (такой бывает на проезжих дорогах); цветной – от цветного дыма из трубы – это ядовитый снег. А ещё когда снег бывает разноцветным? (во время заката и восхода солнца в зависимости от его освещённости, если смотреть через цветные стёкла, если его покрасить краской).
o Что такое ТАЛАЯ ВОДА? Объяснить детям, что даже самый белый снег грязный. Провести опыт: в тарелку положить белый чистый снег, занести в группу. Через некоторое время рассмотреть воду в тарелке. Подвести к выводу: чистый снег – это грязная вода, не пригодная для питья человеком. Но талая вода полезна для растений, ведь в ней находится много кислорода.
o Организовать наблюдения за СНЕЖИНКОЙ. Вынести увеличительные стёкла, предложить поймать на варежку снежинку, рассмотреть её форму, строение, подсчитать сколько у неё лучиков. Предложить рассмотреть ещё несколько снежинок, сравнить их. Отметить, что все они разные, ни одна не похожа на другую. Сказать детям, что И. Тургенев приветствовал снег такими словами:
«Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого снега!»
o Наблюдения за СНЕЖИНКАМИ в разную погоду.
Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.
Показать детям, что их форма меняется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звёздочки. Во время оттепели образуют хлопья; что находится между снежинками? Прочитать рассказ Архангельского «Летят снежные пушинки» (Четыре времени года).
o Исследовательская деятельность: в один из морозных дней предложить походить по дорожкам. Что происходит? ПОЧЕМУ СКРИПИТ СНЕГ? Побуждать самостоятельно находить ответ на этот вопрос. В конце прогулки подвести итог: у снежинок ломаются лучики, поэтому мы слышим скрип.
o Наблюдение в природе ПОСЛЕ СНЕГОПАДА. Обратить внимание на то, как легко дышится. Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли. Отметить красоту снежного пейзажа. Обратить внимание на большие сугробы, блестящие на солнце. Как можно сказать про снег, какой он? (пушистый, искрится на солнце, переливается, мохнатый и т. д.)Обратить внимание на следы на снегу. Чьи это следы? В какую погоду они заметнее?
o Наблюдения за ПРЕВРАЩЕНИЕМ ВОДЫ. Что произойдёт с водой, если её вынести на улицу? Цикл исследований свойств льда: он твёрдый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; хрупкий как стекло, от удара может расколоться, чем лёд толще, тем он прочнее. Изготовление ёлочных игрушек изо льда.
o Наблюдения за ПРОХОЖИМИ в сильный мороз. Вспомнить пословицы и поговорки
«Береги нос в большой мороз». «Мороз не велик, да стоять не велит». Предложить детям объяснить их смысл.
o Наблюдения за РАСТЕНИЯМИ. Предложить полюбоваться, как красиво висят на ветках пушистые гирлянды снега. Прочитать строки С. Есенина:
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
На участке много всяких деревьев и кустарников, как они себя чувствуют? Нужна ли им наша помощь? Напомнить детям, что снег с веток надо обязательно регулярно стряхивать, чтобы они не сломались. Снег согревает землю от промерзания, причём рыхлый слой снега лучше сохраняет тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Утеплить деревья.
o Рассмотреть БЕРЁЗКУ покрытую инеем, прочитать стихи А. Фета:
Печальная берёза у моего окна,
и прихотью мороза разубрана она.
Предложить запомнить красоту берёзки, чтобы потом изобразить её в своих рисунках. Посмотрите на ярко – голубое небо сквозь кружевное сплетение веток, освещённых косыми лучами солнца.
o Обратить внимание детей на красоту ДЕРЕВЬЕВ, когда после оттепели ударят морозы. Рассмотреть ветки покрытые ледяной корочкой. Предложить послушать как покачиваясь от ветра, задевая друг друга, ледяные ветки издают нежный, чуть слышный звон.
o А знаете ли вы КАК ОБРАЗУЕТСЯ ИНЕЙ? Хотите посмотреть? Вынести только что вскипевший чайник, поставить его непосредственно под ветками дерева или куста. Наблюдение за тем, как ветки обрастают инеем. Вывод: пар на морозе превращается в иней.
o Наблюдение за ПТИЦАМИ. Выяснить какие птицы постоянно прилетают к кормушке, какие редко?
Ты с модницей этой конечно знаком,
вертушке на месте никак не сидится –
всё хвалится синим своим сюртуком
и шапочкой синей гордится (синица).
Снег всю землю покрывает –
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится, клюют.
Какой корм какие птицы больше любят? Как по форме клюва отгадать, чем питается птица – насекомыми или зерном. В процессе наблюдений подвести к выводу, что насекомоядных птиц клюв тонкий, узкий, а у зерноядных – более тупой и толстый.
o Наблюдение за ПТИЦАМИ ВО ВРЕМЯ МЕТЕЛИ. Много ли птиц летает на улице? Как они себя ведут во время метели? Отметить, что птицы сидят нахохлившись, не щебечут. Прочитать стихи С. Есенина:
А по двору метелица ковром шелковым стелится, но больно холодна.
Воробушки игривые как детки сиротливые прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся, поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным.
ФЕВРАЛЬ.
o Наблюдение за ВЕТРОМ. Прочитать строки Я. Акима «Ветер».
Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети или мельницы крути.
Какие бывают ветры (сильный, слабый, холодный, пронизывающий, штормовой, ураганный и т. д.? Научить детей определять силу ветра по различным признакам (по движению веток, по направлению дыма из трубы, по флюгеру). После нескольких совместных наблюдений предложить самостоятельно определить состояние погоды за окном.
o Наблюдение из окна за ВЬЮГОЙ, МЕТЕЛЬЮ. Прочитать С. Маршака «Февраль».
Дуют ветры в феврале. Трубы воют звонко.
Мчится змейкой по земле белая позёмка.
В старину люди называли февраль вьюговеем, лютнем – от слова лютый, холодный. Как вы думаете, почему ему дали такие названия? Посмотрите, как ветер переносит снег с места на место. Познакомить с поговоркой:
Вьюги да метели под февраль полетели.
o Наблюдение за БУРЕЙ. Прислушайтесь, как шумит, свистит и завывает ветер. Что вы слышите? Что напоминает вам свист ветра? Учить подбирать эпитеты. Прочитать строки А. Пушкина «Зимний вечер» :
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
то как зверь она завоет, то заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой вдруг соломой зашуршит,
то как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.
o Обратить внимание детей на НЕБО. Как изменился его цвет? Небо становится ярко – синим, очень красивым. Вспомните каким было небо в начале зимы, осенью. Отметить, есть ли на небе облака. Какие они, на что похожи? (М. Лермонтов)
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы с милого севера в сторону южную.
После наблюдения рассмотреть картину И. Грабаря «Февральская лазурь».
o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Поверните лицо солнышку, закройте глаза и постойте некоторое время (1 – 2 минуты). Что чувствуете? Подвести к выводу: солнечные лучи стали теплее, скоро весна. Каким стало солнышко (нежным, ласковым и т. д)
o Продолжать отмечать путь солнца с помощью СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ. Развивать наблюдательность, самостоятельность, учить делать выводы.
o Наблюдение за КАПЕЛЬЮ. Загадать загадку.
Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт – заплачет она и умрёт.
Обратить внимание на сосульки появившиеся на крыше. Как вы думаете, от чего они появились? Какие они? Познакомить с приметой :
Длинные сосульки к долгой весне.
o Обратить внимание детей на ЧАСТУЮ СМЕНУ ПОГОДЫ. Объяснить, что в феврале чувствуется первое дыхание весны. Увеличивается количество солнечных дней, растёт разница между дневными и утренними температурами.
Седой мороз в одежде снежной, с блестящей льдинкою бровей,
вступает в бой с приветной, нежной и ароматною весной.
o После метели, обратить внимание на СЛЕДЫ НА СНЕГУ. На каком снегу следы заметны лучше? Куда они ведут. Организовать игру «Следопыт». Учить определять следы животных: собаки, кошки, следы птиц.
o Обратить внимание на покров снега – НАСТ. Отчего снег покрылся такой коркой? Объяснить, что из – за частой смены погоды (тепло – холод) образуется твёрдый и прочный наст. Походите по нему. Что происходит если наст ломается? Рассмотрите острые края надломов. Какие неприятности могут быть у животных гуляющих по насту?
o Наблюдение за СНЕГОМ. Много ли его? Предложить измерить снежный покров. Как вы думаете, хорошо ли когда снега мало? Познакомить с пословицей:
«Снег – крестьянское богатство».
Как вы понимаете эту пословицу? Подвести детей к выводу, что глубокий снежный покров – вестник хорошего урожая.
o Обратить внимание детей на ДЕРЕВЬЯ после вьюжной погоды. (Берестов.)
«Бураны, вьюги и метели – как много с ними канители,
Как много шума, толкотни, как надоели мне они!» -
Так проворчал мороз угрюмый, и речку лёд сковал без шума,
Деревья скрыла седина, и наступила тишина.
Отметить, как опустились ветки под тяжестью снега. Объяснить, что в тёплую погоду снег покрывший деревья, становится липким, а при возвращении морозов он прилипает к кроне. От тяжести ветки могут ломаться. Предложить помочь деревьям.
o Отметить разнообразие форм ДЕРЕВЬЕВ. Прочитать строки А. Каминчука.
Стоят деревья в инее – то белые, то синие.
Столбами синеватыми стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее – то белое, то синее.
Сможете ли вы узнать знакомые деревья? По каким признакам? (ствол, кора, расположение веток, почек). Предложить найти дерево по названию; по описанию. Развивать внимание наблюдательность.
o Рассмотреть ПОЧКИ НА ДЕРЕВЬЯХ. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листочков. Занести собранные на участке веточки, рассмотреть почки с помощью лупы, поставить ветки в воду.
o Отметить на вечерней прогулке ЦВЕТ СНЕГА. Прочитать строки В. Фетисова.
За ветвями дом синеет, крытый синей ватою.
Тени ходят по стене сеткой синеватою
Красит синькою мороз в окнах незабудки
И зевает синий пёс возле синей будки.
Предложить полюбоваться вечерними красками, закатом солнца.
o Обратить внимание на ПТИЦ. Птицы сидят на ветках, распушив своё оперенье, примолкли. Почему сегодня не слышно птичьего пения? Им становится всё труднее добывать себе корм. Из–за частой смены погоды, стволы и ветки деревьев покрываются тонким слоем льда, который закрывает трещины и дырочки. Птицы не могут достать насекомых из–под оледенелой корки. Объяснить, что теперь корм нужно насыпать в кормушку 3 раза в день.
o В оттепель обратить внимание на СТАЙКУ ВОРОБЬЁВ. Отметить, как изменилось их настроение. Предложить самостоятельно понаблюдать за пернатыми, сделать выводы. Воробьи громко чирикают, носятся целыми стаями, они чувствуют приближение весны.